Об Анастасии, жене Новгородского князя Мстислава Юрьевича, известно крайне мало. Немногочисленные сведения о ней удалось почерпнуть из берестяных грамот [5, c. 3–27; 10], а также из летописного свидетельства о ее свадьбе с Новгородским князем Мстиславом Юрьевичем, сыном Юрия Долгорукого [I, стб. 482]. Известно, что Анастасия была дочерью видного новгородского боярина Петра Михалковича [1, с. 366–379; 2, с. 66–76]. Ее имя и имя ее матери, Марии, фигурируют в нескольких берестяных грамотах [4, c. 313; 8, c. 380–381.].
В 1155 г. состоялась ее свадьба с Мстиславом [I, стб. 482]. Считается, что по случаю бракосочетания Петр Михалкович заказал икону «Знамение», а также сделал богатый вклад в Новгородскую Софию – серебряный кратир мастера Косты, ныне являющуюся одной из главных новгородских реликвий [6, c. 355; 9, c. 7–14]. Брак с представительницей местной элиты не был редкостью: Рюриковичи, желая укрепить свое положение на местах, часто заключали матримониальные союзы с представительницами влиятельных родов. Мстиславу Юрьевичу, впрочем, это не помогло: в 1158 г. он был изгнан новгородцами, а в 1162 г. вместе с матерью и братьями отправился в Византию. Спустя несколько лет он получил от императора Мануила в держание Аксаинскую область [7, c. 131] Сейчас нельзя достоверно установить, находилась ли Анастасия вместе с мужем, но вероятно, что так оно и было. Единственный сын Мстислава, Ярослав Красный, позднее был «дан» новгородцам великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо, но также был изгнан. О его дальнейшей судьбе, как и о судьбе Анастасии, нам ничего неизвестно.
· Икона «Знамение», чудотворная икона, изображающая Богоматерь с воздетыми руками (Оранта), бала заказана отцом Петром Михалковичем по случаю свадьбы Анастасии и Мстислава Юрьевича. Икона прославилась в связи с событиям 1170 г., когда помогла новгородцам нанести поражение войску Андрея Боголюбского.
· Серебряный кратир (чаша для причащения) мастера Косты, был изготовлен по заказу ее отца Петра Михалковича. Содержит надпись «Сей сосуд Петра и жены его Марье», а также подпись мастера [3, c. 77–93]
I. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001.
1. Гиппиус А.А. К идентификации персонажей берестяных грамот середины XII в. усадьбы «Е» Троицкого раскопа // Новгород и Новгородская земля. Материалы научной конференции, 26–28 янв. 1999 г. Вып. 13. 1999. С. 366–379.
2. Гиппиус А.А. Петр и Якша: К идентификации персонажей новгородских берестяных грамот XII в. // Новгородский исторический сборник. Вып. 9 (19). СПб., 2003. С. 66–76.
3. Гиппиус А.А. О происхождении новгородских кратиров и иконы «Богоматерь Знамение» // Новгородский исторический сборник. Вып. 9 (19). 1997. с. 77–93.
4. Зализняк А.А. Древненовгородский диалект. М., 2003.
5. Зализняк А.А., Янин В.Л. Берестяные грамоты из новгородских раскопок 1998 г. // Вопросы языкознания. № 4. 1999. С. 3–27
6. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.
7. Степаненко В. П. «Города на Дунае» в контексте русско-византийских отношений X–XII в. // Русь и Византия. Тезисы докладов XVIII Всероссийской научной сессии византинистов. М., 2008. С. 129–133.
8. Хорошев А.С. Петр Михалкович // Великий Новгород. История и культура IX–XVII веков: Энциклопедический словарь. СПб., 2009. С. 380–381.
9. Янин В.Л. К истории создания нередицкой живописи // Щербатова-Шевякова Т.С. Нередица. Монументальные росписи церкви Спаса на Нередице. М., 2004. М., 2004. С. 7–14.
10. Янин В.Л. У истоков новгородской государственности. Великий Новгород, 2001.
http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php