О жене Михаила Тверского Анне (в постриге Софии) в летописях сохранилось немного сведений. Лаврентьевская летопись сообщает о свадьбе князя, однако не называет невесту по имени: «Ѡженисѧ кн(ѧ)зь Михаило Ӕрославичь. понѧ дщерь кнѧжю Дмитрееву Борисовича Анну» [IV, cтб. 527]. Ростовская Московско-Академическая летопись уточняет, что невестой была дочь Ростовского князя Дмитрия Борисовича [2, c. 53]. Если принять генеалогические выводы А. В. Экземплярского, то Анна была второй из трех дочерей Дмитрия Борисовича Ростовского [7, с. 30]. Происхождение по матери неизвестно. Дата рождения Анны неизвестна [1].
8 ноября 1294 г. состоялось венчание Михаила Ярославича Тверского и Анны Дмитриевны в Спасском соборе в Твери [IV, стб. 527; 2, c. 53]. Вероятно, Дмитрий Борисович в это время уже умер, поэтому выдавали Анну замуж сваты. Анне могло быть и менее 14 лет, когда она выходила замуж. Ее поспешили выдать замуж именно из-за смерти отца.
Следующие упоминания об Анне относятся к 1298 г.: летописи сообщают о пожаре в княжеском дворце и о рождении у княжеской четы первенца, Дмитрия. Это два разных события, не надо через запятую. Некоторые сведения о биографии княгини содержатся в «Повести о Михаиле Тверском». Из «Повести» мы узнаем, что Анна с сыном Василием провожала мужа в его последнюю поездку в Орду до р. Нерль [II, с. 151]. Будучи в Орде и ожидая смерти, Михаил Ярославич, беседует с сыном Константином и «приказываше къ княине и сыном своим, приказываше про отчину свою, и про бояре, и про тѣх, иже с нимъ были» [II, c. 151–152]. Имеющийся материал этого вида актов позволяет оперировать различными элементами формуляра княжеских завещаний. Княгиня в приведенной фразе названа первой. Согласно обычному формуляру духовных здесь могло бы читаться: «даю рѧдъ с(ы)номъ своимъ и кнѧгини своеи». А следующая статья может содержать «Приказываю дѣти свои своеи кнѧгинѣ». Сыновья Михаила и Анны еще не были женаты, Константин едва достиг совершеннолетия, а Василий его явно не достиг. Младшие сыновья, таким образом, могли передаваться на попечение великой княгини. Дальнейшие события показывали, что именно с младшими сыновьями, особенно с Василием, Анна была наиболее близка. Княгиня Анна упоминается в заглавии «Поучения митрополита Петра: «Пооученiе Петра митрополита всея Руси кьнязю Дмитрею, и к матери его, и братьи его, и къ епископу, и к бояромъ, к старымъ и к молодымъ» [V, с. 627].
В 1319 г. она вместе с епископом и частью горожан встречала мощи Михаила и сопровождала процессию, несущую покойного мужа до самой Твери. Во время Федорчуковой рати 1327/1328 гг. Анна вместе с сыновьями, Константином и Василием бежала в Ладогу [III, c. 98].
Вернувшись в Тверь, она помогала Константину, ставшему Тверским князем, восстанавливать город и налаживать мирную жизнь. Исследователи отмечают авторитет и деятельный характер Анны в вопросах, касавшихся покровительства церкви [2, c. 51; 5, c. 188–192; 6, c. 144 и др.].
В 1339 г. Анне пришлось встречать из Орды останки сына Александра и внука. После этого Анна принимает постриг под именем Софии. По крайней мере, в следующем по хронологии упоминании княгини она уже указана под этим именем. Анна какое-то время была настоятельницей основанного Софией Тверской женского монастыря св. Афанасия [5, c. 190].
Упоминается под 1367 г. (похороны епископа Феодора).
После 1367 г. Анна переехала в Кашин к сыну Василию, возможно, узнав о болезни любимого сына, который вскоре умер 24 июля 1368 г. Непосредственно за этим известием в Рогожском летописце говорится: «и потомъ въсенинѣ, мѣсяца октября въ 2 день, мати его княгини великаа Софiа Михаиловаа преставис[я] въ Свободѣ» [VI, c. 88].
В XVII в. постепенно складывается культ почитания Анны Кашинской. Первая попытка канонизации была предпринята еще в правление Михаила Федоровича Романова, однако смерть царя помешала этому. В 1650 г. мощи княгини Анны были торжественно перенесены в соборную Воскресенскую церковь, тогда же решением московского Собора она была причислена к лику святых. Однако уже при Федоре Алексеевиче вопрос о канонизации был пересмотрен. Только в 1901 г. решением Синода было восстановлено общецерковное почитание княгини.
День памяти Анны Кашинской – 12 июня.
I. Грамоты Великого Новгорода и Пскова / Подгот. к печати В.Г. Гейман, Н.А. Казакова, А.И. Копанев. М.; Л., 1949.
II Кучкин В.А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневековая Русь. Вып. 2. 1999. С. 116–163.
III. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.
IV. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 1997.
V. ПСРЛ. Т. IV. Ч. 1. Вып. 3. Новгородская IV летопись. Пг., 1929.
VI. ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Тверской сборник. М., 2000.
1. Гадалова Г.С. Книга Т. Манухиной «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская» // Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества: материалы Международной научной конференции, 21–24 ноября 1995 г.: сборник научных трудов / Отв. ред. И.В. Поздеева. М., 1998. С. 216–225.
2. Конявская Е.Л. Очерки по истории тверской литературы XIV–XV в. М., 2007.
3. Конявская Е.Л. Тверские княгини и их роль в семейной, общественной и хозяйственной жизни // Вестник ТвГу. Серия «История». 2020. № 4 (56). С. 16–32.
4. Кучкин В.А., Епифанов И.А., Зеленина Я.Э. Анна Кашинская // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 461–463.
5. Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974.
6. Манухина Т.И. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. Париж, 1954.
Экземплярский А.В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. Т. 2. Владетельные князья Владимирских и Московских уделов и великие и удельные владетельные князья Суздальско-Нижегородские, Тверские. Рязанские. СПб., 1891