Елена была одной из старших дочерей великого князя Литовского Ольгерда от его второго брака с Иулианией (Ульяной) Тверской. Она родилась приблизительно в 1357–1360 гг. и впоследствии должна была сыграть значительную роль в стабилизации отношений Литовского государства и Москвы.
В 1371 г. истекало перемирие Москвы и Литвы. Несмотря на некоторые военные успехи, Ольгерд стремился добиться мира с московским князем и потому отправил к Дмитрию Ивановичу послов. Донской в это время находился в Орде и литовцев принимал митрополит Алексей. В качестве гарантии добрых отношений послы предлагали выдать замуж дочь Ольгерда Елену за союзника Дмитрия Ивановича серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. Алексей согласился и по возвращению Дмитрия Ивановича из Орды брак был заключен [II, стб. 96; III, с. 131]. Для Москвы и Литвы достигнутые в 1371/72 гг. договоренности не стали предтечей настоящего мира, но обозначили изменения в позиции Литвы: литовский князь намеревался всячески показать Москве свои добрые намерения, оставляя Тверь в изоляции на дипломатической арене [1, c. 201]. А. В. Экземплярский отмечал, что договоренность о браке была достигнута в отсутствие Дмитрия Ивановича, но сам брак был заключен уже при непосредственном его участии [6, с. 296, прим. 791]. Современные исследователи пытаются определить более узкие рамки возникновения данного союза. В. А. Кучкин называет период январь–февраль 1372 г. [2, с. 20; 3, с. 67]. Еще больше уточняют возможную дату венчания А. Б. Мазуров и А. Ю. Никандров: с 7 по 24 января [4, с. 78].
Впрочем, необходимо отметить, что существенно повлиять на взаимоотношения Литвы и Москвы этот брак, в конечном счете, не смог. Военные походы Ольгерда продолжились уже в следующем году. Владимир Андреевич играл в этот период видную политическую роль, но о подробностях биографии его жены летописи, как правило, умалчивают.
После смерти Дмитрия Донского в 1389 г. Владимир Андреевич остался недоволен новым порядком престолонаследия, оставлявшим великокняжеский стол за старшим сыном Дмитрия. Более того, не оправдались и его ожидания насчет прироста земельных владений. До серьезного конфликта, правда, дело не дошло: Василий Дмитриевич пожаловал серпуховскому князю два города и ряд сел. Обращает на себя внимание условие заключенного договора: Владимир Андреевич должен был по первому требованию племянника отправиться в военный поход, при этом оставив жену и детей в Москве. Вероятно, семья князя в этом случае должна была стать гарантом лояльности Владимира Андреевича великому князю московскому [6, c. 301].
В браке у Елены Ольгердовны и Владимира Андреевича родилось 7 сыновей [II, стб. 157; III, с. 131, 138, 143], однако четко установить их старшинство не представляется возможным (подробнее о сыновьях Владимира Андреевича Храброго см.: 2, с. 20–22).
В 1410 г., незадолго до смерти, Владимир Андреевич составил духовную грамоту, по которой передавал Елене значительные земельные наделы, частью которых она вольна была распоряжаться по своему усмотрению [I, № 17, с. 45–51]. Здесь необходимо отметить один нюанс древнерусского права: зачастую земли передавались вдовам только в «пользование». Женщины могли владеть селами, получать доходы с них, но не могли свободно распоряжаться – продать или завещать по своему усмотрению. Такие земли после смерти женщины должны были перейти по наследству ее сыновьям. Тем не менее, известны исключения, когда земли передавались княгиням в безоговорочную собственность [5, c. 41]. По завещанию Владимира Храброго некоторыми селами, оставляемыми Елене, она могла распоряжаться по собственному усмотрению, что княгиня и сделала, завещав их в 1434 г. своей внучке Марии Ивановне, дочери Ивана Владимировича и Василисы [I, № 28, с. 71–73; 4, с. 261].
Елена приняла постриг под именем Евпраксии. Скончалась 15 августа 1437 г.
I. Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. / Подг. к печати Л.В. Черепнин. М.: Л., 1950.
II. ПСРЛ. Т. XV. Рогожский Летописец. Тверской сборник. М., 2000.
III. ПСРЛ. Т. XVIII. Симеоновская летопись. СПб., 1913.
1. Клюг Э. Княжество Тверское (1247–1485 гг.). Тверь, 1994.
2. Кучкин В.А. Московские Рюриковичи (генеалогия, демография) // Исторический вестник. 2013. № 04 (151). С. 6–73.
3. Кучкин В.А. Первая духовная грамота Дмитрия Донского // Средневековая Русь. Вып. 2. М., 1999. С. 46–78.
4. Мазуров А.Б., Никандров А.Ю. Русский удел эпохи создания единого государства. Серпуховское княжество в середине XIV – первой половине XV в. М., 2008.
5. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М..1989.
6. Экземплярский А.В. Великие и удельные князья северной Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: биографические очерки по первоисточникам и главнейшим пособиям. Т. 2. Владетельные князья Владимирских и Московских уделов и великие и удельные владетельные князья Суздальско-Нижегородские, Тверские. Рязанские. СПб., 1891.