Евфимия была одной из трех дочерей Владимира Мономаха. Точная дата ее рождения неизвестна, из-за чего довольно трудно установить, кто была ее мать. Филиация матери затруднительна еще и в связи с отсутствием точных сведений о смерти первой жены Владимира Мономаха Гиды Уэссекской. А. В. Назаренко, В. А. Кучкин и другие исследователи сходятся во мнении, что все три дочери Мономаха, в том числе и Евфимия, были рождены уже во втором браке с неизвестной по имени гречанкой [2, с. 63-65; 4, c. 604]. Принимая во внимание приблизительную дату рождения у Евфимии сына Бориса, можно предположить, что сама она родилась около 1099 г.
Источники однозначно указывают дату бракосочетания Евфимии под 1112 г. [I, с. 363; V, стб. 273]. Княжна была выдана замуж за венгерского короля Кальмана I Книжника, что должно было упрочить отношения между двумя государствами. Еще одной возможной причиной брака было, вероятно, желание Кальмана иметь еще одного «запасного» наследника: незадолго до свадьбы у короля, для которого брак с русской княжной был вторым по счету, умер младший сын Ласло [I, c. 363]. Однако отношения между супругами не сложились. Уже через год после свадьбы Кальман обвинил молодую жену в измене, публично не признал ребенка, которым она была в это время беременна, и отправил обратно на Русь [I, c. 364; II, с. 202; III, c. 240]. Л. Е. Морозова считает, что причиной разлада в супружеской чете могла стать ревность: Кальман был старше жены и с подозрением относился к супруге [3, c. 326]. Однако ряд исследователей отмечает, что возвращение Евфимии могло быть вызвано политическими мотивами: в этот период ухудшились отношения между Русью и Византией, с которой у Кальмана были тесные связи, и Владимир Мономах не скрывал враждебности по отношению к Константинополю [5, с. 167]. Косвенно этот довод подтверждает тот факт, что в этом же году внучка Мономаха, N Мстиславна, жена Волынского князя Ярослава Святополковича, тоже была отправлена домой. Князь Ярослав был тесно связан с венгерским двором и, судя по всему, дорожил союзными отношениями с Кальманом больше, чем с Владимиром [6, c. 33]. Очевидно, что Владимир Мономах предпринял какие-то действия после возвращения Евфимии, в настоящее время не поддающиеся реконструкции. По крайней мере, А. В. Назаренко связывает предсмертный призыв Кальмана отомстить русским за нанесенную обиду с реакцией киевского князя на возвращение дочери [4, c. 606]. Уже в Киеве Евфимия родила сына Бориса [7, c. 649–672]. В будущем часть венгерской знати, пострадав от жестоких расправ Белы II Слепца, поддержит притязания Бориса на венгерский престол, объясняя развод Кальмана с Евфимией безрассудством престарелого короля. Борьба Бориса, впрочем, не увенчается успехом. Он предпримет несколько попыток завладеть венгерским престолом, но безрезультатно.
Сама Евфимия осталась жить в Киеве. Умерла, как указывают летописи, в 1138/1139 г. [IV, с. 115–116; V, с. 216]. Похоронена при Спасском монастыре в Берестове под Киевом [1, c. 272].
I. Венгерский Хроникальный свод // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 353–372.
II. Вышеградское продолжение Чешской хроники Козьмы Пражского // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 201–203.
III. Оттон Фрайзингенский. Хроника (История о двух градах) и деяния императора Фридриха, продолженные Рахевином (1146/57 и 1158–1160 гг.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. С. 237–252.
IV. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 2001.
V. ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001.
1. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
2. Кучкин В.А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха // Россия в Средние века и Новое время. М., 1999. С. 50–82.
3. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.
4. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001.
5. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
6. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1993.
7. Розанов С.П. Евфимия Владимировна и Борис Коломанович // Известия АН СССР. VII сер. Отд. гум. наук. 1930. № 8. С. 585– 599; № 9. С. 649–672