Дочь Киевского князя Всеволода Ярославича и его второй жены, половецкой княжны Анны, родилась между 1069 и 1071 г. [1, c. 270] Точных сведений о дате ее рождения нет, все расчеты были сделаны исследователями приблизительно, отталкиваясь от возможной даты ее первой свадьбы. Хронологические границы возможного года рождения Евпраксии могут быть установлены исходя из того, что она была дочерью от второго брака и приблизительно ровесницей Ростислава Всеволодовича, родившегося в 1070/71 гг. [V, стб. 174; VI, стб.164; 5, c. 540] .
Биография Евпраксии–Адельгейды неоднократно становилась объектом как научных исследований, так и темой для художественных произведений в виду своей яркости и трагичности. Поскольку в весьма юном возрасте она была выдана замуж за саксонского маркграфа Гениха фон Штадена Длинного, русские летописи почти не содержат о ней известий. Западноевропейские хроники, напротив, полны сведений, связанных, прежде всего, с ее вторым браком с императором Генрихом IV и скандальным разводом.
Точной даты свадьбы Евпраксии и маркграфа Саксонской марки Генриха фон Штадена в документах не сохранилось. Известия об этом событии содержатся в Хронике Титмара Мерзебургского, «Саксонском анналисте», Штаденских анналах и других источниках [I, c. 340; III, c. 161–162; IV, с. 84–86; VII, с. 232–233; VIII, с. 64–83]. Приблизительная дата свадьбы, разделяемая большинством специалистов, это 1082 /1085 гг., период времени, наступивший после того, как Генрих Длинный унаследовал Саксонскую марку от отца [3, c. 294; 5, c. 540; 7, c. 25]. Известно, что на момент бракосочетания невесте было 12 лет. В «Хронике Розенфельдского монастыря» сохранилось подробное описание прибытия русской княжны в Саксонию [5, с. 540; 11, s. 205–210]. Указаны несколько обозов с драгоценностями и мехами, караван верблюдов (вероятно, подарок от половецких родственником матери), пышное и красочное сопровождение, призванное произвести должное впечатление. О причинах, побудивших Всеволода Ярославича выдать младшую дочь за саксонского маркграфа, в свое время выдвигалось множество предположений: от простого стремления саксонских маркграфов породниться с богатыми и могущественными киевскими князьями [9, s. 203] до политического стремления Всеволода через этот брачный союз ослабить польского короля Владислава–Германа, поддерживавшего Изяславичей в борьбе за киевский стол [4, c. 542–555]. Стоит также отметить, что брак, вероятно, был заключен при посредничестве Оды Штаденской, вдовы Святослава Ярославича [3, c. 296; 8, c. 623], жившей в то время в Саксонии и приходившейся родственницей Генриху Длинному.
О первом браке Евпраксии нельзя сказать больше ничего существенного, т.к. летом 1087 г. Генрих Длинный умер, не оставив наследников. Евпраксия же вместо возвращения на родину, что в данном случае было бы естественным шагом, осталась в Европе, в Кведлинбургском монастыре, аббатисой которого тогда была Адельхайда, сестра императора Генриха IV. Мотивы этого поступка давно установлены: уже летом 1088 г., во время ее пребывания в монастыре Евпраксия имела официальный статус невесты императора, овдовевшего почти одновременно с ней: первая жена Генриха IV, Берта Савойская, умерла в конце 1087 г. В историографии взаимоотношения Генриха IV и Евпраксии с опорой на западноевропейскими источники описываются чрезвычайно эмоционально. Тем не менее, личные отношения между супругами не были лишены и политического расчета: брак укреплял все тот же русско-немецкий союз. А. В. Назаренко полагает, что с момента смерти Генриха Длинного Всеволод и Генрих IV обсуждали возможную кандидатуру нового мужа для ставшей вдовой Евпраксии, и после смерти Берты этот вопрос решился сам собой [5, c. 553]. Н. Л. Пушкарева, однако, отмечает, что брак не был одобрен киевским двором. Возможная причина: затянувшийся конфликт Генриха IV с Папой и роль, которую, по всей видимости, сыграла церковь в отношении Киева к новому браку дочери Всеволода [7, c. 30].
Сейчас уже затруднительно сказать, в какой именно момент Евпраксия приняла католичество и, соответственно, взяла второе имя, под которым она известна хронистам – Адельхайда (Пракседа) – при первом или втором бракосочетании. Из слов Саксонского анналиста можно заключить, что Адельхайдой она стала еще в 1085 г., однако это имя являлось династическим и для Салиев, потому могло быть дано русской княжне при браке с Генрихом IV [VII, c. 233, прим. 50].
Второй брак также был бездетным и, по мнению ряда исследователей, это могло стать одной из причин ухудшения отношений между супругами. У Генриха уже был взрослый сын от первого брака и в отсутствии детей он обвинял именно Евпраксию.
Своего апогея конфликт между супругами достиг к 1094 г. Прибыв в 1090 г. вместе с мужем в Верону, где разворачивались военные действия против войск Папы Урбана II, Евпраксия стала объектом всяческих издевательств и насилия со стороны Генриха IV. Пропапские хроники того времени красочно описывают надругательства и позорные наказания, каким Генрих подвергал свою жену [II, c. 208–210; IX, c.158–160; X, a.1094, p.7; XI, a.1093, p. 14; XII, cap. 12, p. 330; XIII, I, 17, p. 324]. Внезапный разрыв Генриха с сыном Конрадом хронисты также связывают с Евпраксией. Как пишет Альберт Штаденский в своих «Анналах», обезумевший от ревности и ненависти король запер жену и приказал всякому из своего двора совершать над ней насилие. После того, как он приказал сыну, Конраду, войти в спальню к королеве и быть с ней, Конрад пошел против воли обезумевшего отца и стал на сторону папы Урбана II [I, c. 336–337]. Довольно трудно определить, насколько правдивы эти известия хронистов. По крайней мере, многие детали безумств Генриха, описанные в западноевропейских источниках, явно принадлежат папской традиции, направленной на дискредитацию мятежного короля [12, p. 164; 13, c. 504–511]. Тем не менее, вовсе не брать в расчет сообщения о сексуальных бесчинствах и издевательствах Генриха IV над некогда любимой женой нельзя. Причины такой жестокости по отношению к королеве разные исследователи объясняли по-разному. Например, Т. Эдигер связывал подобное отношение Генриха с «недостаточно целомудренным» поведением самой Евпраксии, которая якобы могла давать поводы для ревности и компрометировала короля [10, p. 57–60]. В. Т. Пашуто полагал, что, будучи членом секты николаитов, Генрих вынуждал жену участвовать в тайных оргиях [6, c. 26]. С. П. Розанов отмечал внутреннюю свободу и непосредственность самой Евпраксии–Адельгейды [8, с. 631]. Политические мотивы конфликта называет определяющими Н. Л. Пушкарева [7, с. 31]. К этому времени киевский князь Святополк Изяславич, двоюродный брат Евпраксии, склонялся к политическому союзу с баварским герцогом Вельфом, поддерживавшим папу Удона II, так что Генрих IV вполне мог опасаться политической измены жены [там же].
Так или иначе, Евпраксии удалось бежать из Вероны и найти приют у маркграфини Матильды Тосканской, жены Вельфа V. Вероятно, не без помощи своего пасынка, Конрада, она подала буллу с жалобой на мужа и в 1095 г. на соборе в Пьяченце выступила со скандальными обвинениями против Генриха IV. Заботами папской канцелярии скандал получил широкую огласку и неприглядные подробности семейной жизни короля обсуждались, вероятно, во всех дворах Европы. Папским судом брак Евпраксии с Генрихом был расторгнут, а сам Генрих судим и отрешен от престола. Следует отметить, что поступок Евпраксии–Адельгейды был, по меткому замечанию Н. Л. Пушкаревой, равносилен гражданскому самоубийству, т.к. открывал интимные стороны брака, обычно скрытые от посторонних глаз [там же]. Несмотря на то, что сама она была оправдана папским судом как подвергшаяся насилию, репутации и чести женщины после подобного выступления по нормам средневековой морали был положен конец.
После выступления на папском суде Евпраксия вернулась на Русь. Никаких подробностей о ее жизни на родине не сохранилось. Известно, что узнав о смерти Генриха IV в 1106 г., она приняла монашеский постриг [V, стб. 281; VI, стб. 257–258] и пережила сумасбродного мужа всего на несколько лет. В Анналах монастыря св. Дисибода говорится, что на родине Евпраксия стала настоятельницей монастыря, однако по предположению исследователей, она вступила в фамильный Киевский Андреевский монастырь, где настоятельницей была ее старшая сестра преп. Анна–Янка. В «Повести временных лет» содержится запись о кончине Евпраксии и ее погребении в Киево-Печерском монастыре [V, стб.284; VI, стб. 260]. Подробная запись в летописи, как и сам факт погребения, свидетельствует об исключительных связях с этой обителью [4].
I. Альберт Штаденский. Анналы // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 336–344.
II. Анналы монастыря св. Дисбода («Дисбоденбергские анналы») (около 1147 г.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 208–210.
III. Аугсбургские анналы // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С.161–162.
IV. Кведлинбургские анналы (около 1030 г.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 84–86.
V. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 2001.
VI. ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001.
VII. Саксонский анналист // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 225–237.
VIII. Титмар Мерзебургский. Хроника (1012–1018 гг.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 64–83.
IX. Фрутольф из Михельсберга и Эккехард из Ауры. Хроника // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 158–160.
X. Annales Corbeinses / Ed. G.H.Pertz // Monumenta Germaniae Scriptores (in folio). T. 3. Hannover, 1839.
XI. Annales sancti Disibodi / Ed. G.Waitz // Monumenta Germaniae Scriptores (in folio). T. 17. Hannover, 1861.
XII. Deusdedit presbyteri cardinalis. Libellus contra invasores et symoniacos et reliquos schismaticos / Ed. E. Sackur // Monumenta Germaniae Historica. T. 2–3. Hannover, 1863, 1875–1889.
XIII. Gerhohi Reichersbergensis. De investigatione antichristi / Ed. E.Sackur // Monumenta Germaniae Historica. T. 2–3. Hannover, 1863, 1875–1889.
1. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
2. Карамзин Н.М. История Государства Российского. Ростов н/Д, 1995.
3. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М, 2009.
4. Назаренко А. В. Евпраксия (Адельгейда) Всеволодовна // Православная Энциклопедия. Т. 17. 2008. С. 194–195.
5. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв .М., 2001.
6. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
7. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1993.
8. Розанов С.П. Евпраксия–Адельгейда Всеволодовна // Известия АН СССР. Отд-ние обществ. наук. № 8. Л., 1929. С. 617–646.
9. Bloch R. Verwandtschaftliche Beziehungen des sachsischen Adels zum russischen Fiirstenhause im XI. Jahrhundert. Weimar: Festschrift Albert Brackmann, 1931.
10. Ediger Th. Russlands alteste Beziehungen zu Deutschland. Frankreich und romischer Kurie. Halle/S, 1911.
11. Hucke R.G. Die Grafen von Stade 900–1144 // Genealogie, politische Stellung, Comitat und Allodialbesitz der sächsischen Udonen, Diss. Kiel, Stade, 1956.
12. Krug Ph. Eupraxia // Krug Ph. Forschungen in der älteren Geschichte Russlands. St. Petersburg, 1848.
13. Rüß, H. Eupraxia-Adelheid: Eine biographische Annäherung // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Bd. 54. München, 2006. S. 481–518