Гертруда родилась в семье польского короля Мешко II и Рыксы Лотарингской в 1025 г. Была сестрой будущего Казимира I Восстановителя. После смерти Мешко II в 1034 г. вместе с матерью и братом была вынуждена бежать из Польши, спасаясь от захлестнувших страну мятежей и борьбы между аристократией и крестьянством. По некоторым сведениям, Гертруда получила образование в одном из кельнских монастырей, была одной из наиболее образованных женщин своего времени*. Вернуться в Польшу смогла только после утверждения брата, Казимира, на престоле. В поисках поддержки для возвращения потерянных в 1037–1038 гг. польских земель Казимир I обратился за поддержкой к «королю Руси» Ярославу Мудрому. По всей видимости, русско-польский союз был скреплен двумя браками: сам Казимир женился на сестре Ярослава – Марии Добронеге, а Гертруда была выдана замуж за сына Ярослава Изяслава Ярославича. Точная дата обеих свадеб неизвестна, возможные хронологические рамки колеблются от 1038/1039 до 1043/1044 гг. в зависимости от источника [3, c. 108; 7, c. 19–22; 13, р. 87–89]. Новгородская Четвертая и Софийская Первая летописи датируют это событие 1040/1041 гг. [IV, стб. 154–155; V. стб. 142–143; VI, c. 155; VII, c. 138] в то время как западные источники – более ранними годами [VIII, c. 229; X, c. 253 XI, p. 178] (подробнее о датировке свадьбы Казимира и Добронеги – см. «Мария Добронега»).
Реконструкция биографии княгини принадлежит перу В. Л. Янину и А. Поппэ [8, c. 205–229; 11, c. 142–164]. Граффити с упоминанием некой Олисавы (Елизаветы), матери Святополка, сделанное в Софийском соборе в Киеве позволило идентифицировать жену Изяслава под этим именем. О тождественности Олисавы и Гертруды в историографии существует спор. В. Л. Янин и А. Поппэ полагают, что Олисава – русское имя, полученное Гертрудой при крещении, когда она впервые приехала на Русь. Вынужденные мытарства из-за междоусобицы Ярославичей привели к тому, что Гертруда несколько раз переходила из католичества в православие и обратно, что привело к появлению нескольких крестильных имен. Имя Елены, встречающееся в молитвеннике Гертруды [12, p. 84], по мнению ученых, было дано ей при вторичном крещении в православие [8, c. 205–229; 11, c. 142–164]. С таким объяснением не согласен А. В. Назаренко, отрицающий повторное крещение [4, c. 279]. Исследователь полагает, что Олисава, мать Святополка, была наложницей Изяслава [6, c. 570]. С. А. Высоцкий высказал предположение, что Олисава могла быть первой женой Изяслава [1, c. 156]. Из проблемы тождественности Олисавы–Гертруды вытекает различные идентификации ее детей. Известно, что у Изяслава было трое сыновей: Мстислав, Ярополк и Святополк. Однако, А. В. Назаренко полагает, что единственным сыном Гертруды был Ярополк, которого она неоднократно называет «unicus» в своем Молитвеннике [XII, p. 128; 6, c. 559–584]. А. Поппэ предполагал, что обращение «unicus» используется в значении «уникальный», «самый лучший» [8, c. 212].
На основе записей Киево-Печорского монастыря также удалось восстановить некоторые факты биографии княгини [I, c. 19–22]. Так, например, известно о ее ссоре с мужем из-за изгнания игумена Антония [9, c. 82] и об основании по ее инициативе в 1050-х гг. женского монастыря святого Николая Видимо, добрым отношением и покровительством Гертруды можно объяснить и тот факт, что монахи Киево-Печерского монастыря впоследствии поддерживали Ярополка Изяславича в борьбе за киевский стол [9, с.78, 82].
Судьба Гертруды, ставшей в 1054 г. великой княгиней Киевской, оказалась тесно переплетена с междоусобными войнами и политическими интригами в борьбе за власть между младшими Ярославичами. Триумвират Ярославичей, сложившийся было после смерти Ростислава Владимировича и разгрома Всеслава Брячиславича, довольно быстро дал трещину, и уже в 1068 г. Гертруда вместе с Изяславом были вынуждены бежать из Киева в Польшу. Польский король Болеслав II Храбрый, будучи племянником Гертруды, оказал военную поддержку Изяславу и помог последнему вернуть киевский стол. Правда удержаться на нем Изяслав не сумел и в 1073 г. вновь был изгнан вместе с семьей. На этот раз найти пристанище в Польше бывшей великокняжеской чете уже не удалось: Болеслав принял сторону противников Изяслава – его братьев Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского. Лишившись части драгоценностей, привезенных с собой, Изяслав и Гертруда бежали в Германию в надежде на поддержку Генриха IV [II, c. 120]. Однако и эти ожидания не оправдались. Только вмешательство папы Григория VII, к которому Изяслав отправил свое сын Волынского князя Ярополка на переговоры, помогло нормализовать отношения с Болеславом [III, c. 112–114]. Под давлением Рима, Болеслав II Храбрый вновь помог Изяславу вернуться на Русь.
После гибели Изяслава в 1078 г. Гертруда поселилась во Владимире Волынском, при дворе сына Ярополка. Во время очередного витка междоусобицы Ярополк переправил ее и свою жену Кунигунду в Луцк, однако город был захвачен Владимиром Мономахом. Гертруда и Кунигунда попали в плен и были привезены в Киев. А. В. Назаренко предполагал, что Гертруда не пережила плена и скончалась в монастыре в 1086 г. [5]. В. Л. Янин и А. Поппэ продлевают жизненный путь княгини вплоть до 1108 г. [11, c. 142–164]. Именно под этим годом в летописи стоит запись о кончине Олисавы / Елизаветы. Согласно этой версии, Гертруда смогла перебраться к сыну Святополку и проживала при его дворе вплоть до самой смерти.
* Дошедший до нас уникальный письменный памятник XI в., т.н. Молитвенник (Кодекс) Гертруды, содержит около 90 молитв на латинском языке, записанных, вероятнее всего, самой Гертрудой, что является показателем грамотности княгини [XII; 4, с. 270].
Кодекс Гертурды (Молитвенник Гертруды) – Псалтырь, принадлежавшая трирскому архиепископу Эгберту и попавшая к Гертруде, вероятно, около 1073–1076 гг. во время второго изгнания [2, c. 181–182]. Содержит около 90 рукописных молитв, в том числе написанных самой Гертрудой, а также краткий лунник для гаданий по фазам Луны и астрономические сведения [IX, c. 4–22; XII]. Молитвы Гертруды содержат ряд интересных фактов, позволяющих реконструировать некоторые обстоятельства жизни княгини, ее мужа Изяслава и сына Ярополка в изгнании, а также дополнить известия русских летописей и западноевропейских анналов [10, c. 149]. Вероятно, Гертруда передала Кодекс своей внучке Сбыславе Святополковне, затем он оказался у дочери Болеслава Кривоустого Гертруды и, позднее – у дочери венгерского короля Андраша II Елизаветы, которая завещала его кафедральному капитулу в Чивидале. В настоящее время Кодекс находится в Чивидале (Италия) [2, c. 181–182].
I. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Подгот. к печ. Д.И. Абрамович. Пг., 1916.
II. Ламперт Херсфельдский. Анналы // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 115 – 122.
III. Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и Киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 111–115.
IV. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 2001.
V. ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001.
VI. ПСРЛ. Т. 4. Новгородская четвертая М., 2000.
VII. ПСРЛ. Т. 5. Вып. 1. Софийская Первая летопись. Л., 1925.
VIII. Саксонский анналист // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010 С. 225–237.
IX. Щавелева Н.И. Приватные молитвы жены Изяслава // Церковь в истории России. М., 1999. Т. 3. С. 4–20.
X. Щавелева Н.И. Древняя Русь в Польской истории Яна Длугоша (Книги I–VI). Текст, перевод, комментарий / Под ред. и с дополнениями А.В. Назаренко М., 2004.
XI. Annalisto Saxo / Ed. G.Waitz // Monumenta Germaniae Scriptores (in folio) T. 6. Hannover, 1844.
XII. Manuscriptum Gertrudae filiae Meseconis II regis Poloniae // Ed. W. Meysztowicz // Antemurale: dissertationes in X internationali congressu scientiarum historicarum Romae a. MCMLV a Societatis historicae Polonorum in exteris praesentatae. T. 2. Roma, 1955.
1. Высоцкий С.А. Древнерусские граффити Софии Киевской // Нумизматика и эпиграфика. Т. 3. М., 1962.
2. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
3. Кучкин В. А. «Съ тоя же Каялы Святопълкъ …» // Russia Mediaevalis. Т. VIII, 1. München, 1995. С. 87–113.
4. Назаренко А.В. «Зело неподобно правоверным». Межконфессиональные браки на Руси в XI–XII вв. // Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М., 2009. С. 269–283.
5. Назаренко А.В. Псалтирь Гертруды: судьба кодекса и династические коллизии XI–XII вв. на Руси, в Польше и Германии, доклад на IV круглом столе «Древняя Русь и германский мир в филологической и исторической перспективе», 14 июня 2011 года https://www.youtube.com/watch?v=yIWtV_1QwzM
6. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001.
7. Назаренко А.В. Житие Антония Печерского и датировка русско-польского союза при Казимире I и Ярославе Мудром // Славяне и их соседи: Международные отношения в эпоху феодализма. М., 1987. С. 19–21.
8. Поппэ А. Гертруда-Олисава, русьская княгини: Пересмотр биографических данных // Именослов: Историческая семантика имени / Сост. Ф.Б. Успенский. Вып. II. Именослов. Имя. М., 2007. С. 205–229.
9. Поппэ А. Студиты на Руси. Истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. Киiв, 2011.
10. Щавелева Н.И. К изучению молитвенника княгини Гертруды // Восточная Европа в древности и средневековье: проблемы источниковедения. М., 1990. С. 147–150.
11. Янин В.Л. Русская княгиня Олисава-Гертруда и её сын Ярополк // Нумизматика и эпиграфика. Т. 4. М., 1963. С. 142–164.
12. Andrzejuk А. Gertruda Mieszkówna i jej Modlitewnik. Warszawa, 2006.
13. Balzer O. Genealogia Piastów, wyd. II. Kraków, 2005.
1. Назаренко А.В. «Зело неподобно правоверным». Межконфессиональные браки на Руси в XI—XII вв. // Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). М., 2009. С. 269–283. http://yakov.works/history/11/3/nazarenko.htm
2. Назаренко А.В. Житие Антония Печерского и датировка русско-польского союза при Казимире I и Ярославе Мудром // Славяне и их соседи: Международные отношения в эпоху феодализма. М., 198. С. 19–21. https://inslav.ru/publication/slavyane-i-ih-sosedi-mezhdunarodnye-otnosheniya-v-epohu-feodalizma-sbornik-tezisov-m
3. Щавелева Н.И. Древняя Русь в Польской истории Яна Длугоша (Книги I–VI). Текст, перевод, комментарий / Под ред.и с дополнениями А.В. Назаренко М., 2004 https://polski.pro/drevnyaya-rus-v-polskoj-istorii-yana-dlugosha-knigi-i-vi-tekst-perevod-kommentarij-shhaveleva-n-i/