Точная дата рождения Гиды Уэссекской неизвестна. Ее родители, англосаксонский король Гарольд Годвинсон и дворянка Эдита, не состояли в каноническом браке, однако хроники сохранили известия об их нескольких детях [4, c. 183]. После гибели Гарольда в 1066 г. в битве при Гастингсе и захвате Англии Вильгельмом Завоевателем, Гида с братьями была вынуждена покинуть родину. Некоторое время она пребывала во Фландрии, где, вероятно, установила тесные связи с Кельнским монастырем св. Пантелеймона, которые поддерживала на протяжении всей жизни [III, c. 182; 10, c. 598–599]. Затем беглецы оказались при дворе датского короля Свена Эстридсена, который приходился погибшему Гаральду двоюродным братом. О пребывании Гиды в Дании сообщает в своей Хронике Саксон Грамматик [VI, c. 247; IX, р. 308]. Он же отмечает чрезвычайно большую роль датского короля в устройстве брака Гиды и старшего сына Всеволода, Владимира Всеволодовича (Мономаха) [там же]. В науке существуют различные точки зрения на причины возникновения этого матримониального союза. Часть исследователей полагали, что Свен в это время был женат на Елизавете Ярославне, дочери Ярослава Мудрого, а значит, был заинтересован и в дальнейшем укреплении связей с Русью [13, c. 135; 15, c. 61; 17, p. 7 и др.]. Однако А. В. Назаренко, опровергнув версию о втором браке Елизаветы после гибели мужа, Харальда Сурового в битве при Стэнфордбридже [10, c. 480–481], выдвигает иную версию участия датского короля в организации брака Владимира Всеволодовича и своей двоюродной племянницы. Основным мотивом, по мнению А. В. Назаренко, было стремление Всеволода изолировать на международной арене польского князя Болеслава II, главного союзника Изяслава Ярославича. В свете внезапного конфликта, вспыхнувшего между Чехией и Германией, с одной стороны, и Польшей, с другой, проведенных немецко-черниговских и немецко-датских переговоров, инициатива датского короля являлась проявлением политики Всеволода и Святослава в борьбе с братом за киевский стол [там же, с. 523–524]. На основании этого предположения А. В. Назаренко выдвигает и другую, отличную от принятой в историографии, дату свадьбы Гиды и Владимира Всеволодовича: период между 1072 г. и 1074 г., когда еще т.н. «польский вопрос» был актуален для младших Ярославичей [там же]. Общепринятая в науке дата свадьбы – 1074/1075 гг. [5, с. 255; 6, с. 52; 8, с. 34; 13, c. 135; 14, с. 479] опирается на время рождения первенца – Мстислава в 1076 г. [I, стб. 247; II, стб. 190] без учета внешнеполитического контекста. Альтернативная датировка – 1070 г., была предложена Н. Баумгартеном и поддержана рядом исследователей [17, р. 22; 19, Tabl. 21].
В основном Гида упоминается как в русских источниках, так и в скандинавских сагах в контексте ее материнства: она была матерью будущего «короля Руси» Мстислава Великого [IV, с. 178,181; V, с. 160–162; VII, s. 295; VIII, s. 357]. И хотя скандинавские хроники упорно считают Мстислава (Харальда) внуком, а не правнуком Ярослава Мудрого, его идентификация не вызывает сомнений [2, с. 187–188].
Вероятно, Гида, хоть и косвенно, оказала влияние на становление литературной традиции на Руси: «Поучение» Владимира Мономаха содержит ряд параллелей с англосаксонскими текстами, познакомиться с которыми Мономах мог только через свою супругу. Исследователи полагают, что именно она привезла их с собой на Русь, когда решение о браке уже было принято [1, c. 39–80; 9, с. 312].
С именем Гиды также связано начало почитания св. Пантелеймона [7, c. 193]. И хотя сам культ Пантелеймона оформился при Изяславе Мстиславиче, внуке Гиды, особые связи его бабки с кельнским монастырем св. Пантелеймона, безусловно, сыграли роль в становлении почитания этого святого. Здесь нельзя не сказать об одной легенде, описание которой сохранилось в проповеди Руперта, настоятеля монастыря в Дойце. Повествуя о чудесах, совершаемых св. Пантелеймоном, Руперт, в частности, рассказывает о чудесном исцелении Мстислава–Харальда, получившего смертельную рану на охоте после столкновения с медведем [III, c. 181–182]. По словам Руперта, когда Мстислав уже несколько дней лежал на смертном одре, т.к. все «телесные чувства его были мертвы» [там же], ему явился св. Пантелеймон, сообщивший весть о скором исцелении Мстислава и о предстоящем паломничестве его матери на Святую землю [там же]. Ремарка о том, что Гида на тот момент уже была «сестрой» Пантелеймона, вынудила исследователей задуматься над тем, что писатель и проповедник имел в виду. Версия В. А. Кучкина о том, что Гида на тот момент приняла постриг в означенном монастыре в Кельне [6, c. 60], была раскритикована А. В. Назаренко, отметившим, что монастырь был мужским [10, c. 597]. Об иносказательности фразы, призванной подчеркнуть давние, еще со времени пребывания во Фландрии связи Гиды с монастырем, свидетельствуют и упоминания ее в синодике монастыря (день поминания приходился на день ее смерти – 10 марта) [10, c. 600–601; 11, c. 65–78; 18, p. 264–267].
Сообщение Руперта о паломничестве Гиды в Святую землю также дает почву для дискуссии. Учитывая датировку источника, Гида должна была отправиться на Святую землю во время первого крестового похода, что, по мнению В. А. Кучкина, маловероятно [6, c. 65]. А. В. Назаренко, напротив, не видит в этом факте ничего сверхъестественного, отмечая, что Руперт подчеркивал особую религиозность Великой княгини [III, c. 181; 10, c. 607].
Определенную сложность представляет и филиация детей Владимира Мономаха от Гиды. По предложенной Н. Баумгартеном схеме, у Гиды должно было быть минимум 5 сыновей: Мстислав, Изяслав, Святослав, Ярополк, Вячеслав [17, Tabl. V. № 7–11]. Если филиация Мстислава, как первенца, не вызывает сомнений [3, c. 65], то в отношении младших Владимировичей в науке ведутся ожесточенные споры. Вторым сыном Гиды, по всей видимости, был Изяслав, погибший под Муромом в 1096 г. [I, стб. 237; II, стб. 227]. Что же касается Юрия Владимировича, будущего великого князя Киевского Юрия, прозванного Долгоруким, то относительно его происхождения в историографии утвердилось два противоположных мнения. Одна группа исследователей полагает, что матерью Юрия была именно Гида Уэссекская [5, с. 206–207, 210, 256–257; 12, с. 466; 13, с. 135]. Другие историки считают, что сыновья Юрий, а также Роман, Андрей и дочери Марица (Мария), Евфимия и Агафья, происходили от второй неизвестной по имени жены Мономаха* [6, c. 50–82; 9, с. 316; 10, c. 600–601; 11, c. 65–78; 16, с. 132; 17, р. 22] Чтобы точно ответить на этот вопрос, необходимо знать две даты: рождения Юрия и смерти Гиды. Однако источники не позволяют однозначно установить, когда произошли эти два события. Принятая дата рождения Юрия Владимировича, 1090 год, восходящая еще к В. Н. Татищеву, была поставлена под сомнение А. В. Назаренко, предположившего, что Юрий мог появиться на свет не ранее 1100 г. [10, c. 601] Эта дата, как наиболее вероятная, была поддержана В. А. Кучкиным, раскритиковавшим, впрочем, логику рассуждения А. В. Назаренко, основывающуюся на том, что второй брак Мономах заключил именно после смерти первой жены, а не после развода [6, c.72].
Что касается смерти Гиды, у исследователей нет единого мнения на этот счет. Летописные сообщения о смерти жен Мономаха относятся к 7 маю 1107 г. [I, стб. 281; II, стб. 258] и 11 июню / июлю 1126 г. [I, стб. 296; 10, c. 600]. В «Поучении» Владимира Мономаха указано, что в 1107 г. умерла мать Юрия. В. Т. Пашуто отождествляет ее с Гидой [13, c. 135]. А. В. Назаренко, опираясь на расхождения в датах между летописью и синодиком Пантелеймонова монастыря, делает вывод о том, что в 1107 г. умерла вторая жена Мономаха [10, c. 598–600], а Гида погибла намного раньше, около 1098/1099 г. [10, c. 607; 11, с. 65–69]. Он предлагает следующую последовательность событий: после чудесного исцеления Мстислава от ран, полученных в результате столкновения с медведем, он позволяет матери отправиться в паломничество на Святую землю. Путешествие должно было произойти около 1098 г., т.е. в рамках первого крестового похода. Не выдержав тягот походной жизни, Гида умирает в Палестине, а Владимир Мономах после положенного годового траура женится вторично, ближе к концу 1099 г. [10, c. 598–602]. Наиболее раннюю дату смерти первой жены Владимира Всеволодовича предложил В. А. Кучкин – начало 1090-х гг. [6, с. 50–82; 9, с. 316]. Это, однако, плохо соотносится с упоминанием «матери Изяслава» в «Послании» Мономаха Олегу Святолавичу [I, стб. 253]. Мономах пишет о родительской скорби по погибшему сыну, что позволяет сделать вывод, что в 1096 г., год гибели Изяслава, Гида была еще жива.
Место захоронения княгини неизвестно.
* Существует версия, что второй женой Владимира Всеволодовича была гречанка Евфимия
I. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.1 Лаврентьевская летопись. М., 2001.
II. ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001.
III. Руперт из Дойца. Слово о святом мученике Пантелеимоне // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. C. 180–184.
IV. Сага о Кнютлингах // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 5. Древнескандинавские источники. / Сост. Г.В. Глызина, Т.В. Джаксон, Е.А. Мельникова. М., 2009. С.177–184.
V. Сага о сыновьях Магнуса (иначе называемая Сагой о Сигурде Крестоносце) // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 5. Древнескандинавские источники. / Сост. Г.В. Глызина, Т.В. Джаксон, Е.А. Мельникова. М., 2009. С. 160–162.
VI. Саксон Грамматик. Деяния данов. В 2 т. I–XVI книги / Пер. с лат. яз. А.С. Досаева. Т. 2. М., 2017.
VII. Fagrskinna // Noregs konunga tal / Bjarni Einarsson // Íslenzk fornit. Reykjavík. B. XXIX. Bl. 55–364.
VIII. Morkinskinna: The Earliest Icelandic Chronicle of the Norwegian Kings (1030–1157) / Theodore Murdock Andersson, Kari Ellen Gade. NY, 2000.
IX. Saxo Grammaticus. Gesta Danorum / Ed. J.Olrik, H.Raeder. T. 1. Hauniae, 1931.
1. Алексеев М.П. Англо-саксонская параллель к Поучению Владимира Мономаха // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. II. М.; Л., 1935. С. 39–80.
2. Джаксон Т.Н. Исландские королевские саги о Восточной Европе (середина XI–середина XIII вв.) М., 2000.
3. Домбровский Д. Генеалогия Мстиславичей. Первые поколения (до начала XIV в.) / Пер. с польского и вступ. слово к рус. изд. К.Ю. Ерусалимского, О.А. Остапчук. СПб., 2015.
4. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
5. Иванкин И.М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. Ч. 1. Поучение детям, письмо к Олегу и отрывки. М., 1901.
6. Кучкин В.А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха // Россия в Средние века и Новое время. М., 1999. С. 50–82.
7. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.
8. Менькова Н.М. Англосаксонская принцесса Гита–мать русских князей // Россия и зарубежье: генеалогические связи. I Международный генеалогический коллоквиум. Москва 29.XI–4.XII.1999. Москва, б/г.
9. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.
10. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001.
11. Назаренко А.В. Неизвестный эпизод из жизни Мстислава Великого // Отечественная история. 1993. № 2. С. 65–78.
12. Оболенский Д. Византийское содружество наций – Шесть византийский портретов. М., 1998.
13. Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
14. Поппэ А.В. Митрополиты и князья Киевской Руси // Подскальский Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.) / Под ред. К.К. Аксентьева. СПб., 1996.
15. Свердлов М.Б Скандинавы на Руси в XI в. // Скандинавский сборник. Вып. 19. Таллин, 1974. С. 55–69.
16. Шляков Н.В.О Поучении Владимира Мономаха // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 329. Май. СПб., 1900.
17. Baumgarten N. Gćnóalogies et mariages occidentaux des Rurikides russes du Xе au XIIIе siftcle. Roma, 1927.
18. Coens M. Un sermon inconnu de Rupert, ab’be de Deutz,sur S. Pantale’on // Analecta Bollandiana. T. 55. Bruxelles, 1937.
19. Dworzaczek W. Genealogia. Tablice. Warszawa, 1959.