Ингигерд была дочерью первого короля Швеции Олава Шётконунга и Эстрид Ободритской. Изначально должна была выйти замуж за норвежского конунга Олава II Харальдссона [XI, p. 336]. Этот союз был призван скрепить договор между Швецией и Норвегией, подписанный отцом Ингигерды в 1017 г. [ibid]. Однако в последний момент Шётконунг передумал. Следуя за автором «Истории о древних норвежских королях» монахом Теодорихом Л. Е. Морозова полагает, что неожиданный отказ шведского короля был вызван каким-то проступком Олава II [7, c. 192] Однако за браком Ярослава и Ингигерд стояло политическое решение. Как утверждает А. В. Назаренко, датско-шведско-русский союз был необходим Ярославу, чтобы иметь возможность дать отпор Болеславу I Храброму [8, c. 492]. Выгоден он был и шведскому конунгу, стремившемуся утвердить гегемонию в Скандинавии. Свадьба со шведской принцессой должна была скрепить этот дипломатический союз. Ингигерд была второй женой Ярослава [2, c. 337; 8, c. 489–504]. Первую жену Анну вместе с сестрами Ярослава захватил в плен Болеслав I Храбрый во время похода на Киев. По поводу ее дальнейшей судьбы существуют разные версии: либо она пропала без вести в Польше, пополнив гарем Болеслава Храброго [7, c. 162, 172], либо каким-то образом смогла вернуться на Русь и была захоронена в Новгородской Софии [15, c. 63; 16, c. 138–139]. С этой версией, впрочем, был не согласен А. В. Поппэ, считавший Ингигерд первой супругой Ярослава [10, c. 114–115].
По наиболее распространенной версии свадьба Ингигерд и Ярослава состоялась в 1019 г., т.к. именно эта дата зафиксирована источниками [IX, p. 234; X, p. 314; XI, p. 112] Однако, ряд исследователей [17, с. 1067–1071; 10, с. 114] сдвигали свадьбу и предшествующие ей события на более ранний срок, вплоть до 1014/1015 г. Более ранняя датировка в свою очередь была подвергнута критике А. В. Назаренко, не принявшего аргументы А. И. Лященко [8, c. 493].
Согласно скандинавским источникам в качестве приданого Ингигерд запросила крепость Альдейгаборг–Ладогу [VIII, p. 234], куда посадила править своего родственника ярда Рангвальда, положившего начало нескольким знатнейшим родам Новгорода, в том числе, родам Михалковичей и Мирославичей [5, с. 258]. Правдивость сообщения о русском посольстве ко двору шведского короля и о сделке с передачей Ладоги (ныне г. Старая Ладога) вызывала сомнения у некоторых исследователей [12, с. 91–92].
В целом о свадьбе Ярослава и шведской принцессы говорится в «Истории о древних норвежских королях» монаха Теодрика [V, c. 73–76; XI, c. 113–115], исландских Анналах [X, s. 106, 316, 468; III, c. 307–311], у Адама Бременского [I, IX, p. 94], анонимной Истории Норвегии [IV, c . 69–73]. В последней Ингигерд ошибочно названа не дочерью, а сестрой Олава [8, c. 496].
Дискуссионным вопросом является крещение и, соответственно, крестильное имя Ингигерды (а также связанный с ним вопрос о захоронении, речь о котором пойдет ниже). В скандинавских источниках она фигурирует только под своим первым именем Ингигерд, по сути являющимся языческим. Однако, как справедливо отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, трудно допустить, что дочь первого шведского короля, крестившего часть Швеции, и принявшего христианство, оставалась язычницей [5, c. 355; IX, p. 119]. Поэтому можно предположить, что либо у Ингигерд было только одно имя, данное ей при рождении (что допустимо у скандинавов), либо ее крестильное имя не сохранилось в источниках [5, c. 355]. В русских источниках Ингигерд известна под именем Ирины: она упоминается под этим именем в «Слове о закон и благодати» митрополита Иллариона [II, с. 75] . Известно также, что великая княгиня основала в Киеве первый женский монастырь в честь своей патрональной святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, не только заботилась о монастыре, но и управляла им [4, c. 122].
Существует мнение, что перед смертью Ингигерд вторично крестилась уже в православную веру [7, c. 191]. Однако эта версия базируется на предположении, что Ингигерд умерла не раньше 1054 г. (т.е. уже после разделения церквей), хотя установление точной даты ее смерти является спорным вопросом.
Довольно много сведений об Ингигерде содержится в «Пряди об Эймунде», где она охарактеризована как мудрая и деятельная женщина. Она выступает в качестве посредника между Ярославом и Брячиславом и даже возглавляет войско, пробирается тайком в лагерь противника Ярослава Мстислава Тмутараканского и выступает с речью перед его дружинниками, пытается убить самого Эймунда и т.д. [VI, с. 121–138]. Достоверность подобных сведений «Пряди» также вызывает сомнения исследователей из-за большого количества шаблонных описаний [12, c. 101–103]. Но стоит согласиться с тем, что в остальных источниках скандинавского происхождения Ингигерд также показана свободолюбивой, решительной и прекрасно образованной женщиной [9]. Косвенно об этом может свидетельствовать процесс возведения Новгородского Софийского собора, в котором, по мнению Л. Е. Морозовой, Ингигерд могла принимать активное участие [7, c. 190–191]. По крайней мере, наличие некоторых особенностей каменной кладки дает основания предполагать, что в строительстве принимали участие не только византийские архитекторы, приглашенные Ярославом, но и скандинавские мастера [14, c. 204; 7, c. 191].
Многое сделала Ингигерд и для укрепления международных связей Руси. Ее дочери, выданные замуж за европейских правителей, впоследствии стали основательницами многих королевских династий в Европе.
Некоторое время при дворе Ярослава и Ингигерды проживал и ее бывший жених Олав II Норвежский с семейством, вынужденный бежать из Норвегии. По настоянию Ингигерды после отъезда Олава домой его сын Магнус остался на Руси и воспитывался вместе с детьми великого князя [V, c. 73–76; VIII, c. 113; IX, p. 146]. Также в окружении княгини были сыновья английского короля Эдмунда Железнобокого, Эдвин и Эдуард, вынужденные бежать из Англии после внезапной смерти отца.
По некоторым предположениям, Ингигерд некоторое время проживала в Новгороде во время борьбы Ярослава с Мстиславом Тмутараканским, где у нее могли родится дети: сыновья Изяслав, Святослав, Всеволод и Вячеслав и дочери Елизавета, Анна и Анастасия [7, c. 203]. Впрочем, переезд в Киев все-таки завершился после окончательного утверждения Ярослава на киевском престоле в 1019 г.
Множество дискуссий вызывает дата и место захоронения Ингигерды. По одной версии, смерть Ингигерды наступила 10 февраля 1050 г. Однако существует и другое мнение, согласно которому Ингигерда приняла постриг под именем Анны, проживала в Новгороде вплоть до 1056 г. и была похоронена в Новгородском Софийском соборе вместе с сыном, Владимиром. Родоначальником этой версии выступил еще новгородский архиепископ Евфимий в 1439 г., установивший день памяти Ингигерды–Ирины–Анны 10 февраля и расширивший пантеон новгородских святых. Ее подтвердил и Н. М. Карамзин обнаруживший в Новгородской Софии соответствующие захоронения Владимира и Анны [3, c. 203]. Однако уже в ХХ в. отождествление Ингигерды и Анны было поставлено под сомнение. В 1936 г. и затем в 1939 г. была вскрыта гробница Ярослава Мудрого в Киеве, где помимо останков самого князя ученые обнаружили женские останки [1, c. 61–62; 6, c. 154–158]. На основании проведенной в те годы экспертизы В. Л. Янин высказал предположение, что Ингигердa покоится в одном саркофаге с мужем, а в новгородском Софийском соборе захоронена либо жена Владимира Ярославича, либо первая жена Ярослава Мудрого [16, c. 218]. Частично с ним был согласен и А. В. Назаренко [8, c. 282–283].
Однако повторное вскрытие гробницы в 2009 г. и генетическая экспертиза покоящихся там останков показали, что оба скелета принадлежат женщинам, датируемым разными периодами – эпохой Древней Руси и временами скифских поселений. На сегодняшний день принадлежность останков в гробнице Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве его жене Ингигердe ставится под большое сомнение, принимая также во внимание тот факт, что останки самого Ярослава Владимировича бесследно исчезли в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) [4, с. 455–456; 549–550].
ярл Рангвальд, английские принцы Эдвин и Эдуард, дети короля Эдмунда Железнобокого; родственник норвежских королей Харальд Сигурдарсон [7, c. 213]
Икона св. Анны [3, c. 209]
I. Адам Бременский. Деяния гамбургских архиепископов // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А.В. Назаренко. М., 2010. С. 122–152.
II. Иларион «Слово о законе и благодати» // Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1974.
III. Исландские анналы // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 5. Древнескандинавские источники / Сост. Г.В. Глызина, Т.В. Джаксон, Е.А. Мельникова. М., 2009. С. 307–311.
IV. История Норвегии (аноним) // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 5. Древнескандинавские источники / Сост. Г.В. Глызина, Т.В. Джаксон, Е.А. Мельникова. М., 2009. С. 69–73.
V. Монах Теодрик. История о древних норвежских королях // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 5. Древнескандинавские источники / Сост. Г.В. Глызина, Т.В. Джаксон, Е.А. Мельникова. М., 2009. С. 73–76.
VI. Прядь об Эймунде // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 5. Древнескандинавские источники / Сост. Г.В. Глызина, Т.В. Джаксон, Е.А. Мельникова. М., 2009. С. 121–138.
VII. Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 2001.
VIII. Снорри Стуолусон. Круг земной / Подг. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М.,1980.
IX. Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum // Quellen des IX und XI Jahrhunderts zur Geschichte der Hamburgischen Kirche und des Reiches / Neu uertr. von W.Trillmich. Darmstadt, 1961.
X. Annales Islandorum regii // Islandske annaler undtil 1578 / Udg. G. Storm. Christiania, 1888.
XI. Theodrici monachi. Historia de antiquitate regum Norwagiensium // Monumenta Historica Norvegiae / Ed. G.Storm. Kristiania, 1880.
1. Гинсбург В.В. Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерд // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 1. М.; Л., 1940. С. 60–62.
2. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
3. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 2–3. М., 1991.
4. Карпов А.Ю. Ярослав Мудрый [2-е изд., испр. и доп.]. М., 2005.
5. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.
6. Логвин Г.Н. Новые наблюдения в Софии киевской // Культура Средневековой Руси. Л., 1974. С. 154–158.
7. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М, 2009.
8. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001.
9. Полякова С.Г. Княгиня Ирина (Ингигерд) в исландских сагах и древнерусских летописях // Проблемы славяноведения. Вып. 7. Брянск, 2005.
10. Поппэ А.В. Феофана Новгородская // Новгородский исторический сборник. Вып. 6 (16). Новгород, 1997.
11. Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993.
12. Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия. IХ–ХVI вв. М., 1978.
13. Рыдзевская Е.А. «Россика» в скандинавских сагах // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1978 г. / М., 1978. C. 29–88.
14. Штендер Т.М. К вопросу о декоративных особенностях строительной техники Новгородской Софии // Культура Средневековой Руси. Л., 1974.
15. Щавелева Н.И. Польские латиноязычные средневековые источники. М., 1990.
16. Янин В.Л. Некрополь новгородского Софийского собора. М., 1988.
17. Лященко А.И. Сага про Олафа Трiггвасона i лiтописне сповiдання про Ольгу // Украiна. Кн. 4. Київ, 1926.
18. Jetté, R. Is the Mystery of the Origins of Agatha, Wife of Edward the Exile, Finally Solved? // New England Historical and Genealogical Register. Vol. 150. Octobre 1996.
1. Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum https://archive.org/details/gestahammaburgen00adamuoft
2. Succesors of Rome: Russia 862 – present https://www.friesian.com/russia.htm#kiev
3. История Норвегии (аноним.) латинский текст с англ. переводом https://books.google.ru/books?id=gH3TUhhlvucC&printsec=frontcover&dq=Historia+Norwegie&hl=de&cd=1&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
4. Родословная шведских королей http://www.thepeerage.com/p11458.htm#i114579
5. Снорри Стуолусон. Круг земной /https://modernlib.net/books/sturluson_snorri/krug_zemnoy/rea