Летописных известий о Малуше немного. Год ее рождения и происхождение неизвестны. Повесть временных лет сообщает, что Малуша была ключницей (т.е. распорядительницей княжеского хозяйства) княгини Ольги, затем забеременела от Святослава и родила сына – будущего крестителя Руси, Владимира I Святого. Похожие сведения содержит и «Сказание о Московии» С. Герберштейна [I]. Более позднее сообщение летописи об отказе Рогнеды пойти замуж за князя Владимира Святославича, «сына робичича» (рабыни), позволило исследователям сделать вывод о несвободном положении Малуши при дворе княгини. Д. И. Прозоровский отождествлял упоминавшегося в летописи отца Малуши и Добрыни (воеводы Владимира Святославича, прототипа образа легендарного Добрыни Никитича в русских былинах) Малка Любечанина и князя древлян Мала [7, с. 20–21]. Мал возглавлял восстание древлян против князя Игоря, соответственно после мести княгини Ольги его дети могли попасть в плен и стать рабами при ее дворе. Против этой точки зрения впоследствии выступили Б. А. Рыбаков [10, c. 165], А. Ю. Карпов [3, с. 15] и другие историки. Теория А. А. Шахматова о контаминации Малка Любечанина с сыном Свенельда Лютом Свенельдичем и князем Мстиславом Владимировичем «Лютым» [15, с. 234–257; 1, с. 474] также была опровергнута [11].
Часть исследователей придерживается мнения о том, что Малуша – это видоизмененное на славянский манер скандинавское имя Малфред / Малфредь и, соответственно, мать Владимира была скандинавкой по происхождению. Действительно, под 1000/1001 г. в княжеском помяннике содержится упоминание некой Малфреди наряду с Рогнедой и Всеславом [II, стб. 129; 15, с. 162–164; 6, с. 379]. Традиция имянаречения у русских князей и встречавшееся позднее имя Малфреди позволили ученым сделать вывод о том, что упоминаемая Малфредь является матерью, а не женой, как считает Л. Е. Морозова [5, c. 109] Владимира Святославича [4, c. 247–248]. Впрочем, допустимо и мнение Д. И. Иловайского, который отмечал, что скорее имя Малуши было переделано на скандинавский манер для придания имени ключницы большей значимости [2, с. 357].
Также не до конца ясен статус Малуши при Святославе Игоревиче. В пользу утверждения, что Малуша была не просто наложницей, но женой князя Святослава, говорит тот факт, что их сын Владимир воспитывался при дворе Ольги [II. c. 64] наравне с детьми от другого брака Святослава, и впоследствии не просто участвовал в борьбе за великокняжеский стол, но и смог стать Киевским князем, сместив Ярополка [13, с. 33; 14]. Признание Владимира в Новгороде, где до него наместником был его дядя по материнской линии Добрыня, также может считаться аргументом в пользу законного положения Малуши при Святославе [14]. В то же время в литературе отмечается, что беременность Малуши вызвала гнев Ольги и Малуша была отправлена в село Будутино, где, по всей видимости, и родился Владимир [5, с. 64]. Дальнейшая судьба Малуши неизвестна. Интересно наблюдение Е. В. Пчелова о том, что свидетельства о престарелой Малуши встречаются в скандинавской «Саге об Олаве Трюггвасоне», где мать Киевского князя представлена в образе языческой провидицы [IV, c. 101; 9, с. 63]. Впрочем, другие исследователи полагают, что под упоминаемой в саге ведуньей следует понимать не мать, а бабушку князя Владимира – Ольгу [17, s. 177–178; 18, p. 145].
I. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.
II. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 2001.
III. ПСРЛТ.2. Ипатьевская летопись. М., 2001.
IV. Сага об Олаве Трюггвасоне // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 5. Древнескандинавские источники / Сост. Г.В. Глызина, Т.В. Джаксон, Е.А. Мельникова. М., 2009. С. 94–100.
1. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
2. Иловайский Д.И. Розыскания о начале Руси. М, 1882.
3. Карпов А.Ю. Владимир Святой. М., 1997.
4. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.
5. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.
6. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисициплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001.
7. Прозоровский Д.И. О родстве св. Владимира по матери // Записки Императорской Академии наук. Т. V. Кн. I. СПб., 1864.
8. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М., 1993.
9. Пчелов Е.В.Монархи России. М., 2003.
10. Рыбаков Б.А. Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи. М., 2016.
11. Соловьёв А.В. Был ли Владимир Святой правнуком Свенельда? // Записки Русского научного института в Белграде. Вып. 16–17. Белград, 1941.
12. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 1. Т. 1. М., 1988.
13. Срезневский И.И. О Малуше, милостнице в. к. Ольги, матери к. Владимира // Записки Императорской Академии наук. Т. V. СПб., 1864.
14.Членов А.М. По следам Добрыни. М., 1986.
15. Шахматов А.А. Розыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908.
16. Braun F. Das historische Russland im nordischen Schrifttum des X.–XIV. Jahrhunderts // Festschrift Eugen Mogk zum 70. Geburtstag. Halle, 1924. S. 150–196.
17. Cross S.H. La tradition islandaise de St.Vladimir // Revue des etudes slaves. Fasc. 3–4. Paris, 1931. P. 132–148