Происхождение, пожалуй, одной из самых известных правительниц Руси, как и многие факты ее биографии, является поводом для различных научных дискуссий. Несмотря на то, что источники сохранили подробное описание ее жизни и правления, отделить правду от вымысла летописцев или перефраза библейских историй, разобраться с многочисленными нестыковками в фактах и датах представляется довольно трудной задачей.
Существует три основных версии происхождения Ольги. По одной из них она происходила из села Выбутино (совр. Выбуто) Псковской области (или же из самого Пскова). В. Н. Татищев называет Ольгу Прекрасой и связывает ее происхождение с полулегендарным Гостомыслом [44, с. 117]. Н. М. Карамзин усомнился в достоверности подобного происхождения первой древнерусской княгини.
На скандинавское происхождение Ольги указывает ее имя [1, c. 22–31; 4, c. 198–200; 29, c. 24], однако ряд все же исследователей отвергает концепцию варяжского происхождения Ольги, как и ее возможное родство с Олегом, на которое указывают Пискаревская и Типографская летопись [X, с 31; 38, c. 195].
Менее известна версия, предложенная И. Д. Иловайским, о болгарском происхождении Ольги [11, c. 441–448; 28, c. 232–233].
Неизвестна точная дата ее рождения. Единственной отправной точкой может служить известие о свадьбе с Игорем, которая состоялась в 903 г. и на момент которой девочке было то ли десять [XI; XIII], то ли двенадцать лет [XII, c. 11; 14, с. 32]. Опять же само известие о свадьбе именно в 903 г. вызывает у историков сомнения [10, c. 575; 36, c. 369], т.к. дата рождения единственного достоверно известного сына Ольги и Игоря Святослава согласно Ипатьевской летописи – 942 г.*. Получается, что у пары сорок лет не было детей, и Ольга должна была стать матерью в весьма преклонном возрасте. Разброс мнений исследователей о дате рождения Ольги весьма широк: от 893–894 гг. [12, c. 102; 25, c. 48; 39; 44] до 923–927 гг. [13, c. 302–303; 14, c. 41; 37, c. 150].
Летописи сообщают, что невесту Игорю выбирал Олег и женил его задолго до начала самостоятельного правления последнего. Пискаревская летопись даже говорит о том, что Ольга была дочерью или какой-либо близкой родственницей самого Олега [X, c. 31]. Степенная книга содержит более романтичную историю знакомства Ольги и Игоря во время переправы под Псковом. Охотившийся в тех местах князь решил перебраться через реку и, уже будучи в лодке, обнаружил, что перевозчик – это молодая прекрасная девушка. Игорь вспомнил о ней, когда пришло время жениться, не желая себе никакой другой невесты, и потребовал у Олега разыскать псковитянку [IX, c. 7–16].
Следующее упоминание об Ольге встречается только в 944 г. в русско-византийском договоре. При этом ее имя стоит третьим по счету после имени самого Игоря и их общего с Ольгой сына, что, вероятно, подчеркивает значимое положение Ольги уже тогда. Однако основные события с ее участием разворачиваются после смерти Игоря в 945 г. Игорь, собрав с древлян дань, вернулся в город повторно, тем самым нарушив нормы неписаного права. После того, как князя с несколькими дружинниками убили, древлянский князь Мал отправил Ольге сватов. Далее источники содержат пространное описание мести Ольги. Послов, явившихся в первый раз, Ольга повелела посадить в ладью и закопать живьем. Вторую делегацию, отправленную от вождя древлян, повелела сжечь в бане. Третья месть княгини заключалась в том, что опоив древлян во время тризны по убитому мужу, она вместе с небольшой дружиной перебила всех присутствовавших. Четвертая, наиболее красочная месть заключалась в сожжении древлянской столицы города Искоротеня с помощью птиц. Согласно легенде, Ольга выступила в поход против древлян и, осадив город, потребовала «малую» дань – по три голубя и три воробья с каждого двора. Получив желаемое, она приказала привязать к птицам прутья, поджечь прутья и отпустить птиц на волю. Голуби и воробьи вернулись в насиженные места, и Искоростень выгорел дотла. Спасшихся горожан либо перебили, либо захватили в рабство. Дружина Игоря признала Ольгу регентом малолетнего Святослава и, соответственно, полноправной правительницей.
Сюжет о сожжении города с помощью птиц, как отмечают исследователи, не является уникальным. Схожие параллели, в частности, можно найти в скандинавской мифологии [см., напр.: XIV; 47], поэтому историки склонны считать рассказы о мести Ольги поздней вставкой [9, c. 158–161; 34, c. 15; 36, c. 370–372].
Тем не менее, ряд фактов о ее правлении не вызывает сомнений. Ольга окончательно подчинила своей власти древлян, упразднив местных князей и введя управление через посадников. Она систематизировала сбор дани, учредив четкие сроки и размеры сборов и при этом сделав саму дань более тяжелой: отныне две трети дани шли в Киев, треть – самой Ольге [10, c. 575]. Спорной остается версия об установлении Ольгой дани в Новгороде. Летописи сообщают об установлении дани по Мсте и Луге [там же], однако А. А. Шахматов, Д. С. Лихачев и др. сомневаются в том, что Ольга предпринимала поездку в Новгород [V, c. 305–306; 8, c. 457, прим. 22; 48, c. 84–86; 49, c. 84–88].
С именем княгини связана первая попытка церковной организации Руси и расширение международных контактов [19, c. 41–52; 26, c. 219–338; 27, c. 24–24; 30, p. 1458–1473; 33, c. 10–13; 39; 40, c. 25–35].
Византийские, древнерусские и западные источники сохранили известия о визите Ольги в Константинополь и принятии там крещения под именем Елены [I, c. 216–233; III, c. 139–171; IV, c. 101–130; VI, c. 176–181; XV, c. 207–293; XVI, c. 181–185; 2, c. 111–117; 18, c. 35–48; 20, c. 72–92; 21, S. 134–143; 45, с. 3–26; 46].
Дата посольства в Византию до сих пор является предметом научной дискуссии. Наиболее полное описание приема Ольги со свитой у византийского императора содержится в сочинении самого Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора». Однако сложности с датированием этого источника не позволяют точно установить дату посольства княгини. Н. М. Карамзин называл 957 г. [12, c. 102; 40, c. 25–35, c. 42–43; 46]. Г. Г. Литаврин предлагает более раннюю датировку – 946 г. [16, c. 49–57; 17, c. 173–183; 18, c. 35–48; 19, c. 41–52; 22, c. 429–437]. Также существует версия о том, что Ольга ездила в Константинополь дважды: в 944 и 946 гг. [35, c. 161–172], либо 946 и 955 гг. [34, c. 17–18]. Несмотря на то, что место и дата крещения Ольги также являются предметом споров**, основной на сегодняшний день является версия как раз о том, что Ольга приняла крещение в Константинополе в 957 г. [10, c. 575–576]. Яркий эпизод, рассказывающий о внезапной влюбленности византийского императора в Ольгу и его домогательствах и том, как Ольга хитростью избежала нежелательных ухаживаний василевса, попросив того крестить ее, по всей видимости, является переложением библейского сюжета и не соответствует реальности [2; 9, c. 158–161; 18, c. 35–48; 45, c. 3–26]. Н. Л. Пушкарева полагает, что в основу этой легенды легли неосуществившиеся планы Ольги установить с Византией династические связи путем брака Святослава с одной из византийский принцесс [34, c. 18–19]. Вероятно, Ольга намеревалась крестить всю Русь, но этим планам не суждено было осуществиться: на Руси Ольга столкнулась с сильной языческой оппозицией во главе со Святославом [10, c. 575].
В 959 г. Ольга отправляет посольство к Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа для крещения в «римскую веру». Епископ Адальберт прибыл в Киев, однако уже в 962 г. вернулся обратно. Согласно А. В. Назаренко, намерения Ольги, скорее всего, исходили из внешнеполитических задач. Отношения с Византией в это время оказались натянутыми, но ко времени прибытия Адальберта ситуация изменилась и в союзе с Оттоном уже не было необходимости [26, c. 219–338; 27, c. 24].
Несмотря на то, что формально Ольга являлась регентом при малолетнем Святославе, фактически она правила гораздо дольше, чем могло бы потребоваться до возмужания князя. Даже не беря во внимание спорную дату рождения сына [VII, с. 56; VIII, c. 28] (Ольге на тот момент должно было быть далеко за сорок – возраст по меркам раннего Средневековья глубокой старости, хотя ряд исследователей не видит в этом противоречия [25, c. 52–56], правление Ольги приходилось и на то время, когда Святослав, уже возмужав, проводил большую часть времени в военных походах. Повесть временных лет сообщает, что только после набега на Русь печенегов в 968 г., когда престарелая Ольга вместе с детьми Святослава выдержала осаду Киева, он остался княжить, да и то – по настоянию матери.
Оценки исследователей Ольги как государственного деятеля разнятся. В дореволюционной историографии превалировала точка зрения на нее как на мудрую и дальновидную правительницу [12, c. 129; 32, c. 100; 43, c. 237]. В советское время ученые признавали ее реформу в области сбора дани, укрепившую княжескую власть и положившую начало административному устройству княжеской Руси [6, c. 295–298; 24, c. 186–188; 36, c. 363–365; 41]. С. В. Юшков считал ее финансовые реформы логическим продолжением ликвидации пленных древлян [50, c. 108–109]. Мнение Р. Г. Скрынникова и Н. П. Воронина, о несамостоятельности Ольги как правительницы, не получило широкого распространения как в советской, так и в современной историографии [3, c. 38; 42, c. 26]
Ольга умерла в 969 г. в Киеве [II]. Уже в XI в. начал формироваться культ ее почитания христианской церковью. Ее внук и будущий креститель Руси Владимир I перенес ее останки в Десятинную церковь в Киеве [II]. В XVI в. Ольга была причислена к лику равноапостольной святой [5; 7, c. 35].
День почитания княгини Ольги 11 июля.
* Н. М. Карамзин полагал, что дата рождения Святослава – 933 г. Однако при этом сомнительной становится сообщение Ипатьевской летописи о регентстве Ольги при малолетнем князе: на момент смерти Игоря Святославу должно было быть около 12 лет – возраст, приближающийся к совершеннолетию. Повесть временных лет же свидетельствует, что во время похода против древлян князь был так мал, что едва смог кинуть копье вперед, так что оно приземлилось рядом с его же лошадью [VII, с. 594; 25, c. 25]. А. Ю. Карпов датой рождения Святослава называет 939 г. [14, c. 41].
** В частности, Б. А. Рыбаков полагал, что Ольга приняла крещение дома и в Константинополь приехала уже христианкой [36, c. 362–364].
В трактате Константина Багрянородного «О церемониях Византийского двора» сказано о том, что когда Эльга (Ольга), архонтисса Росии, в сентябре [957 г.] была на приеме у императора Константина, его жены и сына, то в свиту русской княгини входили ее архонтиссы-родственницы (16 женщин), наиболее видные из служанок (18 девушек-рабынь). При княгине Ольге также находился священник Григорий [III, с. 143, 144, 146].
I. Иоанн Скилица. Хроника // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Т. II: Византийские источники. М., 2010. С. 216–233.
II. Клосс Б.М. Житие княгини Ольги // Письменные памятники истории Древней Руси. СПб., 2003.
III. Константин Багрянородный. О церемониях Византийского двора // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Т. II: Византийские источники. М., 2010. С. 139–171.
IV. Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI веков: тексты, перевод, комментарий. М., 1993. С. 101–130.
V. Повесть временных лет / Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. М.; Л., 1950. Ч. I–ІІ: Приложения / Статьи и комментарии Д.С. Лихачева. С. 305–306.
VI. Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийский царей /| Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т. Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Т. II: Византийские источники. М., 2010. С. 176–181.
VII. ПСРЛ. Т. I. Лаврентьевская летопись. М., 2001.
VIII. ПСРЛ. Т. II. Ипатьевская летопись. М., 1998.
IX. ПСРЛ. Т. XXI. Книга Степенная царского родословия (1–10 степени грани). СПб., 1908.
X. ПСРЛ. Т. XXXIV. Пискаревский летописец. М., 1978.
XI. ПСРЛ. Т. XXXVII. Устюжские и вологодские летописи XVI–XVIII вв. / Сост. Н.А. Казакова, К.Н. Сербина. Л., 1982.
XII. ПСРЛ. Т. XXXIX. Софийская первая летопись по списку И.Н. Царского / Ред. В.И. Буганов, Б.М. Клосс. М.,1994.
XIII. ПСРЛ. Т. XLIII. Новгородская летопись по списку П.П. Дубровского / Подг. текста О.Л. Новиковой. М., 2004.
XIV. Снорри Стуолусон. Круг земной / Подг. А.Я. Гуревич, Ю.К. Кузьменко, О.А. Смирницкая, М.И. Стеблин-Каменский. М., 1980.
XV. Хильдесхаймские анналы // Немецкие анналы и хроники X–XI столетия. / Пер. И.В. Дьяконова. М., 2012. С. 207–293.
XVI. Щапов Я. Н. «Память и похвала» князю Владимиру Святославичу Иакова мниха и Похвала княгине Ольге // Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Жития. Послания: Аннотированный каталог-справочник / Под ред. Я.Н. Щапова. СПб., 2003. С. 181–185.
1. Александров А.А. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 22–31.
2. Ариньон Ж.-П. Международные отношения Киевской Руси в середине X в. и крещение княгини Ольги // Византийский временник. 1980. Т. 41. С. 113–124.
3. Воронин Н.П. Право и суд // История культуры Древней Руси. Т. II. М.; Л., 1951.
4. Гедеонов С. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. СПб, 1862.
5. Голубинский Е.Е. Истории канонизации святых в русской церкви. CПб.,1894.
6. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
7. Гриценко 3.А. Агиографические произведения о княгине Ольге // Литература Древней Руси. М., 1981.
8. Грушевський М. Історія України-Руси. Т. І: До початку ХІ віка. Київ, 1991.
9. Данилевский И.Н. Повесть временных лет: герменевтические основы изучения летописных текстов. М., 2004.
10. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
11. Иловайский Д.И. Вероятное происхождение св. княгини Ольги // Исторические сочинения. Ч. 3. М., 1914. С. 441–448.
12. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 1. М., 1989.
13. Карпов А.Ю. Исследования по истории домонгольской Руси. М., 2014.
14. Карпов А.Ю. Княгиня Ольга. М., 2007.
15. Конявская Е.Л. Древнерусские княгини XI–XIII вв. и их владения и роль в политической и церковной жизни // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 3 (85). 2021. С. 7–14.
16. Литаврин Г.Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги // Древнерусское Государство, 1985 г. М., 1986. С. 49–57.
17. Литаврин Г.Г. О датировке посольства княгини Ольги в Константинополь // История СССР. № 5. 1981. С. 173–183.
18. Литаврин Г.Г. Путешествие русской княгини Ольги в Константинополь: Проблема источников // Византийский временник. Т. 42. 1981. С. 35–48.
19. Литаврин Г.Г. Русско-византийские связи в середине X в. // Вопросы истории. № 6. 1986. С. 41–52.
20. Литаврин Г.Г. Состав посольства Ольги в Константинополе и дары императора // Византийские очерки. М., 1981. С. 72–92.
21. Литаврин Г.Г. Христианство на Руси в правление княгини Ольги // Gesellschaft und Kultur Ruslands im fruhen Mittelalter. Halle, 1982. S. 134–143.
22. Литаврин Г.Г. Византия и славяне. СПб., 2001.
23. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947.
24. Мавродин В.В. Древняя Русь. Происхождение русского народа и образование Киевского государства. М., 1946
25. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.
26. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX – XII веков. М., 2001.
27. Назаренко А.В. Попытки крещения Руси при княгине Ольге в контексте международных отношений 60-х годов X в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 24–40.
28. Никитин А.Л. Основания русской истории: Мифологемы и факты. М., 2001.
29. Николаев С.Л. К этимологии и сравнительно-исторической фонетике имен северогерманского (скандинавского) происхождения в «Повести временных лет» // Вопросы ономастики. Т. 14. № 2. 2017. C. 7–54.
30. Острогорский Г. Византия и киевская княгиня Ольга // То Honor of Roman Jakobson. Vol. II. The Hague; Paris, 1967. P. 1458–1473.
31. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1967.
32. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.
33. Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х–ХII вв. СПб., 1913.
34. Пушкарева Н.Л. Женщины Древней Руси. М.; Л., 1989.
35. Рапов О.М. Русская церковь в IХ–первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.
36. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХII–ХIII вв. М., 1982.
37. Рыбаков Б.А. Рождение Руси. М., 2004.
38. Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия. IX–XIV вв. М., 1978.
39. Сахаров А.Н. Дипломатия древней Руси. IX–первая половина X в. М., 1980.
40. Сахаров А.Н. Дипломатия княгини Ольги // Вопросы истории. № 10. 1979. С. 25–35.
41. Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: князь и княжеская власть на Руси VI – начала XIII века. СПб., 2003.
42. Скрынников Р.Г. История Российская. IХ–ХVII вв. М., 1997.
43. Соловьев С.М. Сочинения. Кн. 1. Т. 1. М., 1988.
44. Татищев В. Н. Собрание сочинений. Т. 1. История Российская. Ч. 1. М., 1991.
45. Творогов О.В. Повесть временных лет и Начальный свод: (Текстологический комментарий) // Труды Отдела Древнерусской литературы. Л., 1976. C. 3–26.
46. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. ІІІ. М., 1948.
47. Хейвуд Д. Люди Севера: История викингов. 793–1241. СПб., 2016.
48. Шахматов А.А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908.
49. Шахматов А.А. До питання про північні перекази за княгиню Ольгу // Записки Українського Наукового товариства в Київі. Кн. ІІ. Київ, 1908. С. 84–88.
50. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949.