О жизни Предславы–Евфросинии известно, прежде всего, из «Жития Евфросинии Полоцкой», сохранившегося в четырех редакциях [5, c. 262]. Для реконструкции биографии исследователи также привлекают церковные песнопения о Ефвросинии [7, c. 102; 8, c. 363; 13] и материальные источники [12, № 27]. На сегодняшний день научного критического издания «Жития Евфросинии Полоцкий» не существует [9, c. 633].
Предслава (Передслава) Полоцкая была внучкой князя Всеслава Брячиславича по прозвищу Чародей [8, c. 360], известного активной церковной и культурной деятельностью. Известны оба имени – крестильное и светское – отца Евфросинии, князя Витебского Святослава (Георгия) Брячиславича [II, c. 218; III, c. 286], а также имя ее матери Софии [15, с. 102]. В источниках нет точного указания на дату рождения Предславы, сохранилось только известие, что по достижении ей 12 лет, как было распространено тогда на Руси, отец Святослав подобрал дочери жениха. Однако вместо того, чтобы выйти замуж, девушка предпочла отправиться в Полоцк к вдове ее родного дядьки Романа Всеславича. Исходя из того, что известна дата смерти Романа – 1116 г., можно предположить, что Предслава родилась в 1104 г. или около этого времени [4, c. 479]. В науке, однако, существуют и альтернативные точки зрения. Например, высказывалось мнение, что Предслава–Евфросинья могла отправиться в Полоцк и принять монашество не сразу после того, как ей исполнилось 12 лет, а спустя какое-то время [8, c. 366]. В источниках нет указаний на то, когда именно тетка Предславы, вдова Романа Всеславича, приняла постриг [там же], поэтому отталкиваться от известия о смерти Романа Всеславича для установления даты рождения Предславы довольно рискованно. В качестве альтернативных датировок приводятся и 1120 г. [11, c. 188] либо более широко: период с 1106 по 1109 гг. [8, c. 367]
По мнению Л. Е. Морозовой, Предслава–Евфросиния не отличалась знатным происхождением [8, с. 363] и не располагала богатым приданым. Решение принять постриг могло быть мотивировано не только и не столько набожностью княжны, сколько сложной политической ситуацией в самом княжестве и непрекращающимися междоусобицами [8, с. 367–369]. Приняв постриг в честь св. Евфросинии Александрийской, Предслава осталась жить при монастыре в Полоцке, где находилась и ее тетка, занимаясь переписыванием книг. Позже полоцкий епископ Илья отдаст ей в дар Спасский храм и земли вокруг него – местечко Сельцо, где ею будут основаны сначала женский, затем мужской монастыри. Согласно «Житию» Евфросиния вела активную деятельность в качестве настоятельницы женского монастыря [6, c. 252–266]. Приют в монастыре в неспокойные годы междоусобиц нашли ее сестра Гордислава и брат Вячеслав с дочерьми. На средства семьи Евфросиния в рекордно короткие сроки возводит каменный собор [I, c. 214], контролирует работы по росписи храма мастерами [3, c. 273]. Около 1130 г. полоцкие князья с семьями по приказу Мстислава Великого были высланы в Византию, где поступили на военную службу. Полоцким князем в это время был сын Мстислава Изяслав Мстиславич, устроивший гонения на полоцких князей. После смерти Мстислава Изяслав был изгнан и полоцким князем стал брат Евфросинии Василий Святославич. Очевидно, что в этом ему помог авторитет сестры – игуменьи и, вероятно, ее хлопоты. По традиции престолонаследия Василий имел гораздо меньше прав на полоцкий стол, чем сын Глеба Всеславича или сыновья Рогволда–Василия [8, c. 383]. Во время княжения Василия Спасский монастырь разрастается и застраивается. Между 1157 и 1161 гг. Евфросиния отправляет посольство к Византийскому императору Мануилу I Комнину с просьбой прислать в Полоцк чудотворную икону Эфесской Богоматери (по некоторым сведениям не саму икону, а список с нее [3, c. 273]) и император ее просьбу выполняет.
Если верить источникам, не оставалась игуменья и в стороне от политических дел, неоднократно выступая посредником между полоцкими князьями [11, c. 192]. Но говорить о существовании в Полоцке в 40-е гг. XII в. матриархата, как это делает В. Л. Янин, вероятно, не следует [15, c. 102]. Однако следует признать, что игуменья пользовалась большим авторитетом не только среди послушников, но и у носителей княжеской власти.
В конце жизни Евфросиния совершила паломничество на Святую землю. Напомним, что первой из русских княгинь туда отправилась Гида Уессекская, мать Мстислава Владимировича. Относительно даты поездки Евфросинии в Святую землю в науке существуют расхождения. Некоторые исследователи считают, что паломничество состоялось в 1173 г.[2, c. 147; 16, р. 32, Tabl.VIII, № 21] Однако эту датировку можно оспорить в связи с сообщением в «Житии» о встреченном Евфросинией по дороге в Иерусалим византийским императором Мануиле I Комнине, который шел во главе войска против венгров [I, c. 220]. Война с венграми закончилась в 1167 г., следовательно, как отмечает А. В. Назаренко, паломничество Евфросинии не могло быть совершено позже этой даты [9, c. 633]. В качестве нижней границы, ранее которой Евфросиния не могла отправиться в поездку, считается 1161 г., когда она еще пребывала в Полоцке [1, c. 231–232; 10].
Жизненный путь полоцкой игуменьи завершился на Святой Земле в 1173 г. Согласно тексту «Жития», она была похоронена в лавре св. Феодосия [14, c. 346]. Культ почитания Евфросинии, вероятно, стал складываться сразу после ее смерти. Как отмечает Л. Е. Морозова, оснований для канонизации было более чем достаточно: основание двух монастырей, церковное строительство, активная просветительская деятельность с ранних лет [8, c. 395–397]. Мощи Евфросинии в конце XVII в. были обнаружены в дальних пещерах Киево-Печорской Лавры, что дало основания для многих версий: от предположения, что паломничества Евфросинии в Иерусалим вовсе не было до мнения, что мощи были тайно переправлены в Киев после захвата Иерусалима турками. Историки все же отмечают, что нет достаточных оснований для того, чтобы сомневаться в факте паломничества Евфросинии в Святую землю [7; 10].
Крест Евфросинии Полоцкой, который представлял собой ювелирное изделие Лазаря Богши, выполненное по заказу Евфросинии для церкви Преображения в Спасском Евфросиниевском монастыре в Полоцке. Был изготовлен около 1161 г. Содержит в себе мощи святых, частицы Гроба Господня. Был покрыт золотыми пластинами, инкрустирован драгоценными камнями и жемчугом. На лицевой стороне содержит эмали с изображением Иисуса, Девы Марии, Иоанна Крестителя, покровителей Евфросинии, и архангелов. Внизу имеется надпись с автографом мастера. Около XIII в. крест был вывезен в Москву, затем возвращен в Полоцк Иваном Грозным. В 1928 г. он был передан в Могилевский музей, однако бесследно исчез во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. [3, c. 272; 12, № 27]
Малето Е.И. Антология хожений русских путешественников. М. 2005.
II. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1 Лаврентьевская летопись. М., 2001.
III. ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001.
1. Алексеев Л.В. Полоцкая земля. М., 1966.
2. Воронова Е.М. Житие Евфросинии Полоцкой // Словарь книжников и книжности Древней Руси. ХI–первая половина ХIV в. Вып. 1 (XI– первая половина XIV в.). Л., 1987. С. 147–148.
3. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
4. Клосс Б.М. Евфросиния Полоцкая. Преподобная основательница двух монастырей // Исторический лексикон. V–ХIII вв. Часть 1. М., 2006.
5. Ключевский В.O. Древнерусские Жития святых как исторический источник. М., 1988.
6. Левшун Л.В. «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» как исторический источник: факты, образы, интерпретации // Studia historica Europae Orientalis // Исследования по истории Восточной Европы. Вып. 2. Минск, 2009. С. 252–266.
7. Морозова Л.Е. Полоцкая святая // Русские княгини. М., 2004.
8. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009
9. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII вв. М., 2001.
10. Орлов В.А. Евфросиния Полоцкая. Минск, 1992.
11. Перхавко В.Б. Евфросиния Полоцкая // Князья и княгини Русской земли ХI–ХVI вв. М., 2002.
12. Рыбаков Б.А. Русские датированные надписи XI–XIV вв. М., 1964.
13. Сербинович К.С. Исторические сведения о жизни Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители. СПб., 1841.
14. Серегина Н.С. Песнопения русским святым: По материалам рукописной певческой книги XI–XIX вв. «Стихарь месячный». СПб., 1994.
15. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси Х–ХѴ вв. Т. I. Печати X–начала ХШ в. М., 1970.
16. Baumgarten N. Gćnóalogies et mariages occidentaux des Rurikides russes du Xе au XIIIе siftcle. Roma, 1927