Дочь Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Точная дата рождения неизвестна. Л. Е. Морозова предполагает, что Предслава родилась между 982 и 983 гг. [6, c. 167]. Проживала в сельце на р. Лыбедь, которое позднее было названо по ее имени Предславино. После отъезда Изяслава и Рогнеды в Полоцк, она, вероятно, вместе с сестрами осталась в Киеве. Судя по свидетельствам источников, Предслава играла довольно активную роль во время междоусобной войны Ярослава и Святополка. По сообщениям летописей, именно она сообщила брату, княжившему в то время в Новгороде, о смерти отца Владимира I Святославича и предупредила об опасности, исходящей от Святополка [2, c. 592]. Именно к ней приехал спасшийся после убийства Бориса и Глеба дружинник Бориса Моисей Угрин и именно ее письма к Ярославу, по мнению историков, были включены в «Повесть временных лет» и вплетены в канву событий [4, с. 193, 195, 197–198].
Здесь следует, однако, отметить, что в целом события междоусобной борьбы 1015–1019 гг. содержат много дискуссионных вопросов в связи с противоречиями, которыми изобилуют не только русские источники, но и европейские хроники, прежде всего Хроники Титмара и Галла Анонима [I, с. 105; V, с. 64–83]. Восстанавливая последовательность событий после смерти Владимира Святославича 15 июля 1015 г., исследователи сталкиваются с несколькими принципиальными и дискуссионными вопросами. Главный камень преткновения – это слова Титмара о том, что Святополк, находившийся одно время под стражей, сумел все-таки бежать в Польшу к своему тестю Болеславу I Храброму [V, c. 77]. По древнерусским источникам, Святополк сидел в темнице недалеко от Киева в Вышгороде [7, c. 452; 8, с. 11]. При этом бегство Святополка было столь поспешным, что в Киеве в заточении осталась жена Святополка, Болеславна.
Как отмечает А. В. Назаренко, принятие сообщения Титмара о немедленном бегстве Святополка в 1015 г. означает, что описание событий междоусобной борьбы в древнерусских источниках полностью фальсифицировано, поскольку в этом случае ставится под сомнение вся летописная хронология событий [7, c. 454]. Если Святополк был вынужден стремительно бежать из Киева, то власть в нем уже принадлежала одному из сыновей Владимира. Однако Ярослав в этот момент абсолютно точно находился в Новгороде. Тем не менее, в 1018 г. борьба за княжеский стол развернулась именно между Ярославом и Святополком. Соответственно в отсутствие Святополка в Киеве произошел государственный переворот, в результате которого князем стал Ярослав. Такая последовательность событий логически подводит к заключению, что убийцей Бориса и Глеба мог быть не Святополк, как об этом говорят русские источники, а сам Ярослав. Эта версия, косвенно подтверждающаяся сообщениями «Пряди об Эймунде», была сформулирована Н. Н. Ильиным [3, c. 156–169] и впоследствии поддержана многими исследователями [1, c. 129–131; 6, c. 167; 10, 25–31 и др.], однако раскритикована А. В. Назаренко [7, с. 452–455].
Самые подробные сведения о Предславе содержит рассказ о захвате Киева польским королем Болеславом I Храбрым в 1018 г. Среди возможных причин польского похода на Русь называется желание оскорбленного Болеслава отомстить за несостоявшееся сватовство к Предславе [I, с. 35–36]. Как справедливо полагал В. Т. Пашуто, цель похода была сугубо политическая: Болеслав стремился посадить в Киеве зятя, превратив его в своего вассала. [8, с. 49]. Этот сюжет отсутствует в ранних списках «Повести временных лет», но прослеживается в Новгородской Четвертой и Софийской Первой летописям, а также в более поздних летописях [II; III; IV] и в западных источниках. До начала похода на Русь, не желая допустить союза Руси и Германии, Болеслав посватался к Предславе, но получил отказ. В историографии существуют различные точки зрения о дате сватовства. В. Н. Татищев полагал, что оно состоялось около 1014 г. [9, c. 70]. Мнение В. Н. Татищева было опровергнуто В. Д. Королюком [5, с. 254] и А. В. Назаренко [7, c. 458–459], которые относили дату сватовства к 1013–1017 гг. В любом случае в Киеве в момент его захвата Болеславом Храбрым оставалась в качестве пленницы дочь Болеслава, приходившаяся Святополку женой. А месть Ярославу и Предславе за нанесенное их отказом оскорбление, хотя и нельзя считать основным мотивом похода Болеслава на Киев, все же не следует полностью сбрасывать со счетов. После того как Болеслав вошел в город, Предслава и ее сестры стали пленницами польского правителя.
В вопросе о дальнейшем развитии событий мнения хронистов расходятся. Титмар утверждает, что Болеслав женился на Предславе «беззаконно» и «забыв» о своей супруге Оде [II, c. 137; III, c. 408; IV, c. 132]. Галл Аноним, наоборот, говорит, что Болеслав обошелся с Предславой как с наложницей только один раз для того, чтобы отомстить за нанесенное ее отказом личное оскорбление [I, c. 37]. В итоге Предслава была увезена в Польшу. Известно, что позднее Болеслав хотел выменять Предславу и других пленниц на свою дочь Болеславну, но Ярослав отказался [7, c. 490]. Больше сведений о Предславе в русских источниках не встречается.
Польский исследователь Г. Лябуда предполагал, что Предслава проживала вместе с сестрами на Ледницком острове [11, s. 404–411], однако достоверных сведений о дальнейшей судьбе сестры Ярослава Мудрого не сохранилось.
Моисей, один из информаторов летописца, попавший вместе с Предславой в польский плен [8, c. 39, 51, 310]
I. Галл Аноним. Хроника или деяния князей или правителей польских / Польские латиноязычные средневековые источники. Тексты, перевод, комментарий. М., 1990.
II. Летописный сборник, именуемый Тверской летописью // Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 15. СПб., 1863.
III. Новгородская четвертая летопись // ПСРЛ. Т. 4. Новгородские и псковские летописи. Ч. 1. Вып.1. Пг., 1915.
IV. Софийская Первая летопись по списку И.Н. Царского // ПСРЛ Т. 39. М., 1994.
V. Титмар Мерзебургский. Хроника (1012–1018 гг.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой, А.В. Подосинова. Т. 4. Западноевропейские источники / Сост., пер. и коммент. А.В.Назаренко. М., 2010. С. 64–83.
1. Алешковский М.Х. Повесть временных лет. Судьба литературного произведения в Древней Руси. М.,1971.
2. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
3. Ильин Н.Н. Летописная статья 6523 года и ее источник. М., Л. 1957.
4. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. 2–3. М., 1991.
5. Королюк В.Д. Западные славяне и Киевская Русь в Х–XI вв. М., 1964
6. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М, 2009.
7. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX– XII веков. М., 2001.
8. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.
9. Татищев В.Н. История российская. Т. 3. М.; Л., 1963.
10.Хорошев А.С. Политическая история русской канонизации (XI–XIV вв.) М., 1986.
11.Labuda G. Studia nad początkami państwa polskiego. T. 2. Poznań, 1988