Данные о Рогнеде содержатся в «Повести временных лет» в легенде о неудачном сватовстве князя Владимира и о дальнейшем разграблении им Полоцка [I, стб. 75 –76, 299–300, II, стб. 63–64]. Рогнеда была дочерью полоцкого князя Рогволода и невестой старшего брата Владимира Ярополка Святославича. Имя матери и год рождения Рогнеды неизвестны. В вопросах о происхождения рода Рогволода и, в частности, Рогнеды в историографии существует спор. А. Н. Насонов, например, выдвинул предположение о том, что Рогволод происходил из кривичей или прибалтийских славян [8, c. 146]. Впрочем, большинство исследователей все же признает скандинавское происхождение Рогволода [1, c. 264; 6, c. 102; 12]. Согласно рассказу «Повести временных лет», Владимир по совету дяди, воеводы Добрыни, отправил в Полоцк сватов, желая заключить брак с дочерью полоцкого князя. Летопись прямо не называет причину данного решения, но, очевидно, что за этим стояли политические мотивы. Расположение Полоцка на важнейших торговых путях делало его желанным союзником, как для Киева, так и для Новгорода. Однако план Владимира не сработал. Лаврентьевская летопись сообщает о категорическом отказе Рогнеды идти замуж за «робича», т.е. за сына рабыни, упрекнувшей Владимира в низком происхождении от ключницы княгини Ольги по имени Малуша [3, c. 92; 4, c. 275–276]. Политическая подоплека этих событий и последующего за ними военного похода Владимира на Полоцк также весьма прозрачна: противостояние между Киевом, где княжил Ярополк, и Новгородом под управлением Владимира, уже находилось на пике, а отказ полоцкой княжны Владимиру в пользу Ярополка, как замечает А. В. Назаренко, вполне отражает колебания Полоцка в этом противостоянии Святославичей [7, c. 360].
Владимир захватил Полоцк, убил Рогволода и его сыновей, а Рогнеду взял в жены против ее воли и вслед за этим, по всей видимости, отправил Рогнеду в Новгород [6, c. 107]. Сватовство и последующее разграбление Полоцка помещено в летописи под 980 г., но большинство современных исследователей датирует описанные события 978 г. [2, c. 681]. А. А. Шахматов полагал, что рассказ о разграблении Полоцка и убийстве Рогволода ошибочно помещен под 980 г., и относил описанные события к еще более раннему времени – к 970 г. [13, c. 173–175, c. 248–251]. А. В. Назаренко также придерживается мнения, что разгром склонявшегося в сторону Киева Полоцка был произведен Владимиром раньше указанной в летописи даты и называет 976 г. [7, c. 370–371].
Второй отрывок, посвященный указанным событиям, помещен в летописи под 1128 г. в связи с походом Мстислава Великого. Он содержит большее количество деталей, призванных, по мнению некоторых исследователей, объяснить многолетнюю вражду Киева и Полоцка [11, c. 118–119]. Мотив мести, преобладающий в этом отрывке, проявляется в деталях: публичном изнасиловании Рогнеды и переименовании ее в Гориславу [4, с. 340].
А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский обратили внимание на то, что этот сюжет с публичным и унизительным наказанием за нанесенное оскорбление присутствует только в более поздних списках, составленных на рубеже XI–XII вв. Примерно этим же временем, а именно началом XII в., датируется «Хроника» Галла Анонима, повествующая о пленении Предславы, дочери Рогнеды и Владимира: та отказала в сватовстве польскому королю Болеславу I Храброму. Во время захвата Киева в 1018 г. Болеслав публично изнасиловал Предславу и отправил ее в Польшу в качестве то ли жены, то ли наложницы. Схожесть обоих сюжетов и одновременность их появления позволила высказать предположение о существовании в качестве общей основы некоего нарратива, повествующего о правителе, отомстившем за отказ в сватовстве [5, c. 349].
После победы над Ярополком и въездом в Киев, Владимир отправляет Рогнеду в пригород, в местечко, позднее получившее название Предславино (по имени дочери Рогнеды Предславы). Л. Е. Морозова считает, что фактический брак Владимира и Рогнеды длился вплоть до его сватовства к византийской принцессе Анне [6, c. 109]. Летопись называет следующих детей Владимира и Рогнеды: Изяслава, Мстислава, Ярослава (будущего Ярослава Мудрого), Всеволода, а также двух дочерей [I, с. 79–80; II, с. 67].
Сообщения о дальнейших событиях с участием Рогнеды некоторые исследователи ставят под сомнение. По данным летописи, в 1128 г. Рогнеда, желая отомстить нелюбимому мужу за убийство родных, а также за появление новой супруги (по мнению Л. Е. Морозовой), пыталась убить Владимира прямо на брачном ложе. За неудавшееся покушение Рогнеда была приговорена к смерти, однако на защиту матери встал ее малолетний сын Изяслав. По совету бояр Рогнеду и Изяслава Владимир отправил в Полоцк.
Есть вероятность, что еще одно извести о Рогнеде содержится в «Саге об Олаве Трюггвасоне» [III, c. 96]. С. Кросс и Е. А. Рыдзевская полагали, что под именем Аллогии в саге фигурирует именно полоцкая княжна [15, p. 144; 9, с. 212]. Впрочем, В. Н. Татищев и Н. Баумгартен считали, что в саге упоминается некая скандинавская жена князя Владимира Олава [10, с. 225–226; 14, p. 38–39].
Предположительно Рогнеда умерла в 1000/01 г.
I. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Лаврентьевская летопись. М., 2001.
II. ПСРЛ. Т. 2. Ипатьевская летопись. М., 2001.
III. Сага об Олаве Трюггвасоне // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Т. 5. Древнескандинавские источники / Сост. Г.В. Глызина, Т.В. Джаксон, Е.А. Мельникова. М., 2009. С. 94–100.
1. Беляев Н.Т. Рюрик Ютландский и Рюрик начальной летописи // Сборник статей по археологии и византиноведению. Т. 3. Прага, 1929.
2. Древняя Русь в средневековом мире: энциклопедия / Под общ. ред. Е.А. Мельниковой, В.Я. Петрухина. М., 2014.
3. Карпов А.Ю. Владимир Святой. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
4. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М., 1977.
5. Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.
6. Морозова Л.Е. Великие и неизвестные женщины Древней Руси. М., 2009.
7. Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001.
8. Насонов А.Н. Русская земля и образование территории Древнерусского государства. М., 1951.
9. Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия в IX–XIV вв. Материалы и исследования. М., 1978
10. Татищев В.Н. История российская. Т. 3. М.; Л., 1963.
11. Ткаченко В.В. Владимир и Рогнеда в историографии и искусстве второй половины XVIII в. // Платоновские чтения: материалы и доклады XXII Всероссийской конференции молодых историков (Самара, 9–10 декабря 2016 г.). Самарская гуманитарная академия Самара, 2017. С. 118–120.
12. Успенский Ф.Б. Скандинавы–варяги–Русь: Историко-филологические очерки. М., 2002.
13. Шахматов А.А. Розыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908.
14. Baumgarten N. de. Saint Vladimir et la conversion de la Russie // Orientalia christiana. Vol. XXVII. Roma, 1932. P. 5–136.
15. Cross S.H. La tradition islandaise de St.Vladimir // Revue des etudes slaves. T. Fasc. 3–4. Paris, 1931. P. 132–148