Софья (Зоя/Зинаида, София) (Фоминична) Палеолог, великая княгиня Московская с 12.11.1472 г. по 17.04.1503 г.
Венчание Софьи Палеолог с Иваном III во временной церкви на месте Успенского собора. Миниатюра Лицевого летописного свода. 60–70-е гг. XVI в.

Софья (Зоя/Зинаида, София) (Фоминична) Палеолог, великая княгиня Московская с 12.11.1472 г. по 17.04.1503 г.

Отец

  • Фома Палеолог, деспот Мореи [XXVIII, c. 281]

Мать

  • Екатерина, дочь последнего правителя Ахайи Дзаккариа Чентурионе [20, c. 15-16; 33, с. 10]

Краткая биография

Родилась на рубеже 1440-х – 1450-х гг. [20, c. 13] на Пелопоннесе (в Патрах или, возможно, Леонтарионе) семье Фомы Палеолога - самого младшего брата последнего византийского императора Константина XI. У Софьи была старшая сестра Елена (род. 1431, выдана замуж за сербского деспота Лазаря III Бранковича), а также два младших брата – Андрей (17.01.1453-1502) и Мануил (род. 02.01.1455). В 1460 г. в связи с захватом турками Пелопоннеса семья Фомы Палеолога переехала на Корфу [XXXV, c. 231]. В 1461 г. семья спасалась от эпидемии чумы в селении Хломос в южной части острова [XXXV, c. 233]. 28 августа 1462 г. умерла (от чумы?) мать, Екатерина (похоронена в церкви свв. Ясона и Сосипатра в Керкире, надгробие не сохранилось) [XXXV, c. 233]. Ранее Фома уехал в Рим, где умер в 12 мая 1465 г. [XXXV, c. 234] (похоронен в старом соборе св. Петра, при перестройке собора его надгробие было утрачено). К осени 1465 г. [29, c. 123] Софья и ее младшие братья Андрей и Мануил добрались до Рима, где их принял кардинал Виссарион. Он был одним из главных проповедников Флорентийской унии 1439 г., горячим борцом за дело восстановления византийской государственности и организатором сопротивления туркам. До кончины Фомы Виссарион именно его избрал символом восстановления Византии, ведь он к началу 1460-х гг. остался единственным наследником престола Палеологов. После смерти Фомы Виссарион стал связывать надежды на обретение государственной независимости Византии с детьми Фомы [55, c. 269-271; 326-327; 341-342 и мн. др.]. Он разработал программу их обучения [49, c. 73-76]. Однако сыновья вели неподобающий образ жизни, и Виссарион сделал ставку в деле борьбы за освобождение родины на Софью. В ее удачном замужестве Виссарион видел важный элемент организации сопротивления туркам. Отправляя в 1468 г. из Рима к московскому двору Юрия Грека (Траханиота?) и позже Ивана Фрязина (Джан-Баттиста делла Вольпе), Виссарион надеялся, что этим ему удастся склонить Ивана III к борьбе за захваченное османами наследие его супруги, а также приобщить русские земли к унии 1439 г. 12 ноября 1472 г. в Москве состоялось венчание Софьи с Иваном III [XX, cтб. 215; XXVIII, c. 299; XXVI, c. 193; XXVII, c. 193; XXXI, c. 135]. Ей предшествовало заочное обручение Софьи с московским великим князем в Ватикане [XIV, c. 215-217; 33, c. 60-64; 55, c. 376-379; 52, c. 27-33; XLII, c. 74-76; 20, c. 96-97]. Софья с окружением от 60 до 100 человек [57, c. 162] добиралась до Руси через Северную Италию, Альпы, Нюрнберг, Любек, Ливонию, Псков и Новгород [XL, c. 212; XXXIX, c. 231-232; XIV, c. 214-215, 221-225; 33, c. 70-88; 55, c. 374-375; XXXVIII, 85-89; 48, c. 27-33; XLIV, c. 168-174; 60; 29, c. 127-129; 3, c. 45-47; XVIII, c. 74; XVII, c. 189-192; XXIII, c. 236-237, 243-245; XXVIII, c. 296, 298; XXIX, c. 248-249, 243-244; XXX, c. 136; XXXI, c. 129, 132, 134, 299, 302, 304].

Свидетельства о внешнем облике Софьи летом 1472 г. давно привлекали внимание исследователей. Причиной этому были во многом провокационные слова флорентийского гуманиста Л. Пульчи, составившего карикатурный портрет Софьи как на редкость уродливой дамы [33, c. 58-59]. Существуют, однако, и другие описания Софьи. Так, болонский хронист второй половины XVI в. К. Гирардаччи сообщает, что она была не только исключительно богато одета, но и что у нее было нежное белое лицо и необычайно красивые глаза [XL, c. 212]. Позже эти известия повторит Дж.-Ф. Негри [33, c. 222-223; 55, c. 374-375; 59].

Софья родилась в семье латинофила Фомы Палеолога [16, c. 111-112; 56, c. 135-152; 20, c. 15-16, 29], позже воспитывалась кардиналом Виссарионом, что едва ли может говорить о ее православии, как о том говорят летописи [XXVIII, c. 281 и мн. др.]. Однако едва ли в Москве был совершен какой-то обряд, знаменовавший переход Софьи в православие [4, c. 333]. Известно лишь, что митрополит Филипп благословил ее [XXXI, c. 135, 305]. 

Первые несколько лет в великокняжеской семье рождались только девочки. С XVI столетия известен рассказ о том, что Софья, желая вымолить сына, совершила паломничество в Троицкий монастырь. По преданию, ей явился прп. Сергий Радонежский и вложил ей во чрево младенца [XXII, с. 190-191; XXV, с. 554-555, 582]. Менее чем через год, 25 марта 1479 г. у Софьи родился мальчик, будущий Василий III [XXVIII, c. 323]. Думается, что именно желанием сохранить младенца от возможной опасности в большой степени объясняется «бегство» Софьи на Белоозеро осенью 1480 г., когда была вероятность набега рати хана Ахмата на Москву. Этот поступок был жестоко осужден московскими книжниками [XX, cтб. 310-311; XXIV, c. 346-347; XXVI, c. 182-183; XXVII, c. 201-202; XXVIII, c. 328; XX, c. 284; XXXI, c.150-151, 315-316]. Есть основания полагать, что этот побег инициировал Иван III, беспокоившийся как о новорожденном сыне, так и государевой казне, которая также была отправлена с Софьей и В. Б. Тучко Морозовым, А. М. Плещеевым и В. Долматовым на Белоозеро [XXIV, c. 339]. Вероятно, Софья следовала и настроениям своего греческого окружения, воспитанного заветами Виссариона: для них было важно сохранить младенца, в ком течет кровь Палеологов. Эти настроения были вообще характерны для греков Италии.  Эти надежды наши отражение в «Дневниках» венецианского сенатора Доменико Малипьеро, который писал: «Предполагается, что этот король [Иван III. – Т.М.] в скором времени направится на борьбу с турками, потому что он – зять деспота Фомы Палеолога…» [XXXVII, c. 106]. Позже Максим Грек назовет Василия III «Василием Ивановичем Палеологом» [XXXII, c. 119].  

          В 1490 г. Софья принимала посла «короля римского» Максимилиана (сына императора Священной Римской империи) Георга фон Турна (Юрия Делятора русских летописей, итальянца по происхождению Джорджо делла Торре). Он преподнес ей от лица Максимилиана «птицу папагал да сукно серо» [XIII, c. 30].

          В 1495-1503 гг. поддерживала связь с дочерью Еленой, отданной замуж за литовского князя Александра Ягеллона [XXXIV, c. 181, 201, 205, 220, 235, 236, 237, 239-242, 244, 250, 253, 274, 292, 294; 44]. Одно из писем - от 15 октября 1497 г. - переполнено личными подробностями, его текст переносит в мир женских разговоров матери и дочери, что по-своему уникально для этого раннего времени [XXXIV, c. 241].

Одна из наиболее загадочных страниц истории жизни Софьи касается степени ее участия в т.н. династическом кризисе 1498-1499 гг. и связанной с ним истории венчания на царство Дмитрия-внука.* Известно, что перед этим событием Софья со старшим сыном Василием (будущим Василием III) были удалена от двора [XX, cтб. 352; XXI, c. 234; XXXI, c. 330].  По некоторым сведениям, опала на них была связана с попытками Софьи отравить политических противников [XIX, c. 279]. Ряд косвенных известий подталкивает к выводу о том, что именно Софья была причастна к последующему удалению от двора Елены Волошанки и ее венчанного на царство (1498) сына Дмитрия.  У Софьи (и греков, стоявших за ее спиной) был мотив участия в борьбе за власть: им было важно освободить дорогу к престолу Василию «Палеологу». Важно также учитывать, что в целом ряде летописных сводов за известием о приезде в 1490 г. в Москву «мистро Леона жидовина» (прибывшего из Италии с Андреем Палеологом и братьями Ралевыми), взявшегося лечить Ивана Молодого, страдавшего «камчюгом в ногах», следует рассказ о смерти первенца Ивана III [XX, cтб. 327; XXI, c. 219; XXIV, c. 354; XXVI, c. 186-187; XXVII, c. 206; XXX, c. 273, 289; XXXI, c. 154-155, 320].  Эти особенности повествования можно рассматривать как косвенные обвинения в адрес Софьи, высказанные современниками.

Стоит иметь в виду, однако, что нет ни одного прямого свидетельства, обнаруживавшего бы деятельное участие Софьи в борьбе за права Василия на престол. Такое молчание источников может говорить о том, что Софья могла и не играть главной роли в политическом противостоянии. Впрочем, ее беспокойство о судьбе власти Василия несомненно.

Софья ездила на богомолья в Троицкий монастырь, чтобы испросить Василию победу в борьбе за престол. Исследователи справедливо связывают вклады Софьи в 1499 г. в Троицкую обитель шитой пелены, а также нескольких поручей и покровцов с разрешением кризиса конца XV в. в пользу Василия. Их отличает особый стиль: вышивки на них неизменно украшены мелкими разноцветными яркими крапинками [38, c. 52-61; 22, c. 20-22; 45]. Эти предметы были изготовлены в золотошвейной мастерской, которую Софья основала в Кремле. Примечательна надпись на пелене 1499 г.: «Лета 7007 создана сия пелена при благоверном великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при его сыне великом князе Василе Ивановиче при архиепискупе Симане митрополите замышлением и повелением царевны царьгородцкия великою княгинею московьскою Софьею великого князя москвьского; молилася Троице живоначальныя и Сергию чюдотворцу и приложила сию пелену» [27, c. 347].

Софья скончалась 17 апреля 1503 г. [XX, cтб. 369; XXIX, c. 296; XXXI, c. 336]. Похоронена в усыпальнице Вознесенского собора в Кремле в белокаменном саркофаге рядом с могилой Марии Борисовны Тверской [26, c. 262-324]. Ныне ее гроб покоится в подземной палате южной пристройки Архангельского собора.

 

* К 1480-м гг. при великокняжеском дворе начали складываться две группы. Ядро одной из них составляла старомосковская аристократия, не принимавшая греков и «римлянку» Софью. Они объединились вокруг Ивана Молодого – первенца Ивана III – и позже вокруг его вдовы Елены Волошанки (дочери молдавского господаря Стефана Великого) и сына Дмитрия («Дмитрия-внука»). По всей видимости, в эту группу аристократов входили в т.ч. княгиня-мать Мария Ярославна, митрополит Геронтий, архиепископ Вассиан Ростовский (Рыло), воевода Даниил Холмский, С.И. Ряполовский и И.Ю. Патрикеев (последние были казнены непосредственно перед снятием опалы с Софьи и Василия в 1499 г.). В XVI в. мнение этой группы о негативном влиянии Софьи на жизнь московского двора и России в целом поддерживали Берсень Беклемишев [I, c. 142] и Андрей Курбский [III, c. 456]. Наиболее ярко настроения этой группы отразились в известиях Софийской II и Львовской летописей.

Этим настроениям во многом противостояла другая - греческая (греко-итальянская) - группа, куда входили греки - приближенные Софьи, верой и правдой служившие Ивану III. Среди последних стоит отметить дипломатов и переводчиков (работавших не только в Москве, но и в Новгороде, в «ученом кружке» владыки Геннадия), как приехавших вместе с Софьей, так и прибывших позднее. Потомки Траханиотов, Ангеловых, Ралевых, Ласкарисов влились в состав русской аристократии [44, c. 125-127, 141-142; 6, c. 66-68; 22]. Можно предположить, что Софье были близки и некоторые выходцы из Италии, обосновавшиеся в Москве. Речь идет, в первую очередь, об основателе рода Спасителевых – Иване Спасителе Фрязине «арганном игреце», прибывшем в 1490 г. с Андреем Палеологом, принявшем в 1492 г. православие и пожалованного за это селом [XXIII, c. 272-273, 276]. Окружавшие Софью греки и итальянцы сыграли большую роль в складывании двора Ивана III как многонационального [13, c. 143].

Этой группе, по-видимому, были близки и многие московские аристократы. Помимо упомянутых выше В. Б. Тучко Морозова, А. М. Плещеева, В. Долматова, в круг Софьи мог входить Григорий Поплева Васильевич Морозов (двоюродный брат В. Б. Тучко Морозова), оставленный с Софьей в Москве во время похода на Тверь 1485 г. [14, c. 331-332]. Есть основания думать, что обезглавленные на льду Москвы-реки в декабре 1498 г., также были близки Софье.

В разряде свадьбы князя Василия Даниловича Холмского (1500 г.), в жены которому была отдана одна из дочерей Ивана III и Софьи Палеолог – Феодосия, присутствует – помимо упоминаний о Д. М., Ю. М. и Ю. Д. Траханиотах - весьма длинный перечень русских аристократов, шедших «у саней» Софьи в день свадьбы: «окольничей Данило Иванов (двоюродный брат Г.А. Мамона [14, c. 347]), да Григорий Мамонъ (…) князь Иванъ Смола, князь Ондрей Михайловичь Оболенской, князь Дмитрий Володимировичь, сынъ ево князь Петръ, князь Дмитрий Курбской, князь Федоръ Юкоцкой, Федоръ Беззубовъ, князь Иванъ Кубенской большой, Семенъ Воронцовъ, Иванъ Гавриловъ, князь Иванъ Кемской, Юрята Товарковъ, Скряба Травинъ, Кляпикъ Еропкинъ, Яковъ Змеевъ, Гривка Матвеевъ Денисьева, Олферей Филиповъ, Юшко Владыкинъ, Федоръ Голохвастовъ, Иванъ Васильчиковъ, Федор Васильчиковъ, Иванъ Чепецъ Кушелевъ, Васька Пушечниковъ, Игнатъ Слободкинъ, Ондрей Шокъ, Олешка Огрофенинъ, Иванъ Ромодановъ, Иванъ Кропотовъ, Тинько Лихаревъ, Федоръ Коверя Умрыха, да Тювещь Васильевы дети Зиновьева, Нащока Мотякинъ, Мишка Офремовъ, дьякъ Сухой, Тимофей Михайловъ Офонасьева, Облязь Триторковъ сын Немаго, Федоръ Белянина, Михайло Беклемишевъ, Захаръ Щулепниковъ, Володя да Митя Зверевы, Бурецъ Пикинъ, Сукманъ Топорковъ, Самара да Розлада да Пищаль Родионовы, Ондрей Чупа Хорошевъ,  Тимофей Васильевъ сынъ Челюсткинъ, Волкъ Борисовъ (…) дьяки Иванъ Кобякъ, да Василии Нефимоновъ…»  [IV, c. 4-5].

«Сокращенная версия» этого разряда называет лишь некоторых из этого длинного списка: «А у великие княгини Софьи были у саней ее бояре Дмитреи да Юрьи, да Юшко Малой, да окольничеи Данило Иванов да Григореи Мамон. Да у великие же княгини Софьи ходили у саней князь Иван Смола, князь Ондреи Михаилович Оболенскои, князь Дмитреи Володимерович да сые его князь Петр, князь Дмитреи Курбскои, князь Федор Юхотцкои, Федор Беззубцов, князь Иван Кубенскои Большой, Семен Воронцов»» [XXXIII, c. 16-17].

Настроения группы, близкой Софье, нашли отражение в Вологодско-Пермской летописи. Это ярко проявилось в рассказе о поведении Софьи в 1480 г.: подчеркивалось, что из Москвы уехала не только Софья, но и княгиня-мать Мария Ярославна, и только уговоры митрополита Геронтия, архиепископа Вассиана Ростовского и владыки Прохора Подрельского заставили последнюю вернуться [XXIX, c. 264]. Летописный рассказ, осуждавший Софью за «бегство», в тексте отсутствует. Не менее показательно отсутствие сведений о казни Владимира Гусева в декабре 1498 г., краткое известие о «посажении на великое княжение» (а не «венчании на царство»!) Дмитрия-внука и подробное известие о расправе с И. Ю. Патрикеевым и С. И. Ряполовским [XXIX, c. 291].

Многие исследователи справедливо полагали, что одним из самых важных итогов самого факта заключения брака Ивана III и Софьи Палеолог стало то, что «Россия стала известнее в Европе» [12, c. 70].  Е. Ф. Шмурло также отмечал, что союз Ивана  III и Софьи «открыл московскому князю дорогу в Рим и вообще в Италию (…) Москва расценивала Рим на тех же весах, что и Венецию, Милан: как эти два города-государства, он такой же в ее глазах поставщик “мастеровых людей”, всякого рода техников зодчих…» [50, c. 93]. Прот. Георгий Флоровский подчеркивал, что «этот брак привел, скорее, к сближению Московии с итальянской современностью, нежели к оживлению византийских преданий и воспоминаний» [43, c. 12-13].

Дети

  • Василий, будущий Василий III (род. 25.03.1479)
  • Юрий (род. 23.03.1480)
  • Дмитрий (род. 06.10.1481)
  • Иван (род. 13.02.1485)
  • Симеон (род. 21.03.1487)
  • Борис (род. 1488 или 1489)
  • Андрей (род. 05.08.1490)
  • Елена (род. 18.04.1474)
  • Феодосия (род. 28.05.1475)
  • Елена (род. 19.04.1476)
  • Евдокия (род. февраль 1483)
  • Елена (род. 8.04.1484)

Владения

В 1482/1483 г. владела землями в волости Пачеозеро возле Соли Вычегодской, в 1487 г. селами в Куземском стане в Муроме [II, c. 146–147, № 109; c. 300, № 285].

Состав двора

Дмитрий Мануилович, Юрий Мануилович, Мануил Дмитриевич Траханиоты [IV, c. 4; VI; XII, c. 240; XI, c. 106; XX, c. 328, 331, 333, 339, 360, 365; XXVIII, c. 331-333; XXIX, c. 225, 279, 280, 287, 292; XXX, c. 126, 288, 289, 294, 359, 360, 362; XXXI, c. 155-157, 159, 320-322, 324;  XXXIII, c. 16; XXXVIII, c. 90-95; 31, c. 69; 41, c. 124-126; XV, с. 51-75; XVI, с. 105–112 [издано по списку с опиской; правильно: Дмитрия Траханиота – Т.М.]; 51, р. 32-33; 39, с. 33-57; 21, с. 294-308].


Мануил и Дмитрий Ралевы (Ларевы) [X, c. 115; XI, c. 107; XII, c. 239; XX, c. 327, 337, 341, 357-358, 371; XVI, c. 186-187; XXVII, c. 206; XXVIII, c. 299, 303; XXIX, c. 288, 290, 296; XXX, c. 287, 288, 289, 294, 365, 366; XXX, c. 154-155, 320; XXXIII, c. 25, 36; XLIII, c. 49, 61, 278, 300; 36; 44, с. 129–130; 6, с. 64]

 

Микула и Дмитрий Ангеловы (Аггеловы, Ангиловы) [IV, c. 2; XX, c. 337, 341; XXIX, c. 278-279; XXX, c. 293, 365, 366; XXXIII, c. 16, 26, 44; XXXIV, c. 239-242; 18; 44, с. 126–127; 6, с. 66–67]

 

Константин Мангупский (прп. Кассиан Учемский) [VIII, c. 118-120; 32, c. 69]

 

Иван Максимов сын Глядящего, землевладелец Куземского стана Мурома в 1487 г. [II, с.  146, № 109]

 

Терентий Семичев, посельский великого князя Ивана III великой княгини Софьи в 1482/1483 г. [II, с. 300, № 285]

 

Возможно, Феодор и Дмитрий Ласкарисы (Ласкиревы, Ласкиры, Лыскари) [XII, c. 240: XX, c. 397, 404; XXVII, c. 241, XXIX, c. 289, 372, 296, XXI, c. 160, 347, 350]

 

Возможно, Данила Терентьев сын Козел Милославский, по данным С. Б. Веселовского, в конце XV в. был посельским великого князя Ивана III и великой княгини Софьи Палеолог в Соль Вычегодске [5, с. 411]

Возможно, Василий Борисович Тучко Морозов, Андрей Михайлович Плещеев и Василий Долматов [XXIV, c. 339]

Возможно, Григорий Васильевич Поплева Морозов [14, c. 331-332]

Возможно, Владимир Елизаров сын Гусев, князь Иван Иванович Хруль Палецкий, Поярок, брат Ивана Дмитриевича Руна, Щавей Тимофеев сын Скрябин Травин, Афанасий Дмитриевич Еропкин, Федор  Стромилов [XX, cтб. 352; сходные данные см.: XXIV, c. 366; XXXI, c. 330]

Дополнительная информация

По-видимому, Софья привезла с собой из Рима достаточно много реликвий и предметов религиозного назначения. Некоторые из них сохранились:

- Камея в оправе Христос Пантократор, в верхней части оправы – двуглавый орел [V, 6, с. 207-209]

- Резная икона св. Иоанна Предтечи в оправе, возможно, с монограммой Фомы Палеолога [V, 6, с. 294-297]

- Икона Спас Нерукотворный [V, 6, с. 26-27]

- Икона в окладе Богоматерь Одигитрия [V; 6, с. 28, 340-346; кат. № 82]

- Ковчег-мощевик (?) [V, 6, с. 185-189]

- Частица Креста Господня [35, c. 379-380]

Вкладывала ок. 1499 г. в Троицкий монастырь предметы, изготовленные в своей золотошвейной мастерской, всего шесть предметов: шитые пелены, поруч, покровцы. Их отличает особый стиль: вышивки на них неизменно украшены мелкими разноцветными крапинками, разбросанными композиции [38, с. 52-61; 22, с. 20-22; 45]. 

В один из кремлевских монастырей вложила икону Богоматерь Боголюбская с предстоящими (вероятно, среди предстоящих и сама Софья) [28, c. 350-353]

Источники

I. Акты, собранные Археографической комиссией Императорской Академии наук. Т. 1. СПб., 1836.

II. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV–начала XVI в. Т. 3. М., 1964.

III. Библиотека литературы Древней Руси. Т. 11. СПб., 2001.

IV. Древняя Российская вивлиофика. 2-е изд. Ч. 13. М., 1790.

V. Византийские древности. Произведения искусства IV–XV веков в собрании Музеев Московского Кремля: Каталог / сост. И.А. Стерлигова. М., 2013.

VI. Герберштейн С. Записки о Московии. Т. 1. М., 2008.

VII. Гуковский М.А. Сообщение о России Московского посла в Милан (1486) // Вопросы историографии и источниковедения истории СССР. М.; Л., 1963. С. 648-655.

VIII. Житие Кассиана Учемского // Жития Игнатия Вологодского, Игнатия Ломского, Герасима Вологодского и Кассиана Учемского. СПб., 2008. С. 117-130.

IX. Матасова Т.А., Воробьев Г.М. Новый документ по истории связей греческого мира и России последней четверти XV в. // Византийский временник. М., 2016 (факт. – 2017). Т. 100. С. 294-308.

X. Описи царского архива XVI века и архива Посольского приказа 1614 г. // под ред. С.О. Шмидта. М., 1960.

XI. Опись архива Посольского приказа 1673 г. Ч. 1 / подг. к печати В.И. Гальцова, под. ред. С.О. Шмидта. М., 1990.

XII. Опись архива посольского приказа 1626 г. Ч. 1 / подг. к печати В.И. Гальцова, под. ред. С.О. Шмидта. М., 1977.

XIII. Памятники дипломатических сношений Древней России с державами иностранными. Т. 1. СПб., 1851.

XIV. Пирлинг П. Россия и Восток: Царское бракосочетание, Иван III и Софья Палеолог. СПб., 1892. Приложения. С. 207-235.

XV. Плигузов А.И., Тиxонюк И.А. Послание Дмитрия Траханиота Новгородскому архиепископу Геннадию Гонзову о седмеричности счисления лет // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988. С. 51-75.

XVI. Послания Дмитрия Герасимова к архиепископу Новгородскому Геннадию // Православный собеседник. 1861. № 1 (Январь). С. 105–112 [издано по списку с опиской; правильно: Дмитрия Траханиота].

XVII. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 5. М., 2000. Вып. 2.

XVIII. ПСРЛ. Т. 5. М., 2003. Вып. 1.

XIX. ПСРЛ. Т. 6. СПб, 1853.

XX. ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. М., 2001.

XXI. ПСРЛ. Т. 8. СПб, 1859.

XXII. ПСРЛ. Т. 12. М., 2000.

XXIII. ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913.

XXIV. ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. СПб., 1910.

XXV. ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. СПб., 1913.

XXVI. ПСРЛ. Т. 23. М., 2004.

XXVII. ПСРЛ. Т. 24. М., 2000.

XXVIII. ПСРЛ. Т. 25. М., 2004.

XXIX. ПСРЛ. Т. 26. М., 2006.

XXX. ПСРЛ. Т. 27. М., 2007.

XXXI. ПСРЛ. Т. 28. М.;Л., 1963.

XXXII. Преподобный Максим Грек. Сочинения. Т. 1. М., 2008.

XXXIII. Разрядная книга 1475-1598. М., 1966.

XXXIV. Сборник Русского исторического общества. Т. 35. СПб., 1882.

XXXV. Сфрандзи Г. Хроника / Предисл., пер. и прим. Е.Д. Джагацпанян // Кавказ и Византия. Вып. 5. Ереван, 1987. С. 187-240.

XXXVI. Шичалин Ю.А. Виссарион. Письма VI–VIII (PG CLXI Migne) // Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987. С. 73-76.

XXXVII. Annali Veneti dall’anno 1457 al 1500 del senatore Domenico Malipiero, ordinate ed abbreviate dal senatore Francesco Longo // Archivio storico italiano. Vol. VII. Parte 1. Firenze, 1843.

XXXVIII. Barbieri G. Milano e Mosca nella politica del Rinascimento. Bari, 1957. P. 85-95.

XXXIX. Castellini S. Storia della città di Vicenza. T. 12. Vicenza, 1821. P. 231-232.

XL. Ghirardacci C. Della historia di Bologna. Parte 3 / A cura di A. Sorbelli. Bologna, 1912. P. 212.

XLI. Materiały do dziejów dyplomacji polskiej z lat 1486-1516 (Kodeks Zagrzebski) / Oprac. Józef Garbacik. Wrocław, 1966.

XLII. Theodori Gazae epistolae / Ed. P.L.M. Leone. Napoli, 1990. Р. 74-76.

XLIII. Sanuto M. I Diarii. T. 3. Venezia, 1882.

XLIV. Schuhmann G. Die “Kaiserin von Konstantinopel” in Nürnberg // Archive und Geschichtsforschung: Studien zur Frankischen und Bayerischen Geschichte. Fridolin Solleder zum 80. Geburtstag dargebracht. Neustadt, 1966. S. 168-174.

 

Библиография

1. Агоштон М. Великокняжеская печать 1497 г.: к истории формирования русской государственной символики. М., 2005.

2. Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства. Вторая половина XV века. М., 1952.

3. Барабанов О. От второго к третьему Риму: путь на Русь Софьи Палеолог // Русское средневековье: Общество и церковь. М., 1997. С. 40-50.

4. Белякова Е.В., Мошкова Л.В., Опарина Т.А. Кормчая книга: От рукописной традиции к первому печатному изданию. М.; СПб., 2017.

5. Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963.

6. Веселовский С.Б. О происхождении названий некоторых древнейших селений Подмосковья. Названия, связанные с выходцами из южных стран // Веселовский С.Б. Московское государство XV-XVII вв. Из научного наследия. М., 2008. С. 63-73.

7. Византийские древности: Произведения искусства IV-XV вв. в собрании Музеев Московского Кремля. М., 2013.

8. Евсеева Л.М. Икона Спаса Нерукотворного из молельни Софьи Палеолог // Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. М., 2006.

9. Евсеева Л.М. Шитая пелена 1498 г. и Чин венчания на царство // Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь: к 100-летию А.Н. Грабара. СПб., 1999. С. 433-436.

10. Земцов С.М., Глазычев В.Л. Аристотель Фьораванти. М., 1985.

11. Зимин А.А. События 1499 г. и борьба политических группировок при дворе Ивана III // Новое о прошлом нашей страны. М., 1967. С. 91-103.

12. Карамзин Н.М. История государства Российского. СПб., 1819. Т. 6.

13. Корзинин А.Л. Государев двор Ивана III // Палеороссия: Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Вып. 7. СПб., 2017. С. 134-150.

14. Корзинин А.Л. Состав думных и дворцовых чинов при Иване III. Ч. 1. Думные чины // Палеороссия: Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. Вып. 8. СПб., 2017. С. 318-356.

15. Лихачева Л.Д. Произведения шитья Софьи Палелог из Кирилло-Белозерского монастыря // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 50. СПб., 1996. С.723-729.

16. Ломизе Е.В. Морейский деспотат и Флорентийская уния // Византия. Средиземноморье. Славянский мир. М., 1991. С. 110-118.

17. Матасова Т. А. К вопросу о рецепции культуры Возрождения и традиций греческого мира в Московской Руси конца XV века: София Палеолог и ее окружение // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. 2015. № 1 (2). С. 64–84.

18. Матасова Т.А. Миланский список московской грамоты 1493 г.: автограф грека из окружения Софьи Палеолог // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2020. № 2. В печати.

19. Матасова Т.А. Некоторые истоки "положительного " образа Софьи Палеолог в российской историографии // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Выпуск 5: Пятые чтения памяти академика РАН Л.В. Милова. М., 2017. С. 90-96.

20. Матасова Т.А. Софья Палеолог. М., 2016.

21. Матасова Т.А., Воробьев Г.М. Новый документ по истории связей греческого мира и России последней четверти XV в. // Византийский временник. М., 2016 (факт. – 2017). Т. 100. С. 294-308.

22. Маясова Н.А. Древнерусское шитье. М., 1971.

23. Морозова Л.Е. Знаменитые женщины Московской Руси XV–XVI вв. М., 2014.

24. Мошкова Л.В. Почерки «второго и третьего поколения» // Палеография, кодикология, дипломатика: Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов. М., 2018. С. 152-160.

25. Назаров В.Д. Иван III, Софья Палеолог и князь Василий Холмский (к истории политической борьбы в России на рубеже XV-XVI вв.) // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 5: Пятые чтения памяти академика РАН Л.В. Милова. М.. 2017. С. 75-89.

26. Назаров В.Д. Софья Палеолог, князь Василий и князья Патрикеевы // Проблемы истории России. Вып. 10. Исторический источник и исторический контекст. Екатеринбург, 2013.

27. Некрополь русских великих княгинь и цариц в Вознесенском монастыре Московского Кремля. Т. 2. Погребения XV–начала XVI в. / отв. ред. и сост. Т.Д. Панова. М., 2015.  С. 262-349.

28. Овчинникова Е.С. Московский вариант Богоматери Боголюбской // Древнерусское искусство: Зарубежные связи. М., 1975. С. 343-353.

29. Панова Т.Д. Кремлевские усыпальницы: история, судьба, тайна. М., 2003.

30. Панова Т.Д. Великая княгиня Софья Палеолог. М., 2005.

31. Панова Т.Д. Русско-западные связи второй половины XV в. и Зоя Палеолог // Культура славян и Русь: Сборник к 90-летию со дня рождения академика Б.А. Рыбакова. М., 1998.

32. Панова Т.Д., Никитин С.А. Портрет Софьи Палеолог // Наука и жизнь. 1998. № 8. С. 82-84.

33. Пирлинг П. Россия и Восток: Царское бракосочетание, Иван III и Софья Палеолог. СПб., 1892.

34. Пирлинг П. Россия и папский престол. Книга 1. Русские и Флорентийский собор. М., 1912. С. 146-287.

35. Плюханова М.Б. Образ символического перемещения церкви в Италии и России в XV в. // Царский храм: Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2008. С. 377-394.

36. Плюханова М.Б. Роль греко-итальянских униатов в становлении религиозных и политических идей на Руси конца XV–начала XVI в. // «Друг–зеркало для друга…»: Российско-итальянские общественные и культурные связи, Х–ХХ вв. М., 2013. С. 19-45.

37. Ракитина М.В. Была ли Софья Палеолог наследницей византийского престола? // Московский кремль XV столетия. М., 2011. Кн. 1. Древние святыни и исторические памятники. С. 26-35.

38. Свирин А.Н. Древнерусское шитье. М., 1963.

39. Седельников А.Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции // Труды комиссии по древнерусской литературе. Т. 1. Л., 1932. С. 33-57.

40. Скржинская Е.Ч. Кто были Ралевы, послы Ивана III в Италию (К истории итало-русских связей в XV в.) // Проблемы истории международных отношений. Сборник статей памяти Е.В. Тарле. Л., 1972. С. 267-281.

41. Стерлигова И.А. Драгоценные произведения византийского искусства в истории Российской государственности // Византийские древности: Произведения искусства IV-XV вв. в собрании Музеев Московского Кремля. М., 2013. С. 17-51.

42. Успенский Ф.И. Брак царя Ивана Васильевича с Софьей Палеолог // Исторический вестник. 1887. № 12. С. 680-693.

43. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1983.

44. Флоря Б. Н. Греки-эмигранты в русском государстве второй половины XV–начала XVI в: Политическая и культурная деятельность // Руско-балкански културни връзки пред Средневековието. София, 1982. С. 123-143.

45. Хлебникова Н. А. Малоизвестные произведения мастерской Софьи Палеолог // Памятники культуры. Новые открытия: 1976 г. М., 1977. С. 196-203.

46. Хрептович-Бутенев К. А. Флоренция и Рим в связи с двумя событиями русской истории. М., 1909.

47. Чарыков Н.В. Об итальянской фреске, изображающей Иоанна III и Софию Палеолог. СПб., 1909.

48. Шаркова И.С. Эпистолярный источник конца XV в. (Филиппо Буонаккореи Каллимах и Софья Палеолог) // Проблемы источниковедения западноевропейского средневековья. Л., 1979. С. 189-197.

49. Шичалин Ю.А. Виссарион. Письма VI–VIII (PG CLXI Migne) //  Ренессанс: Образ и место Возрождения в истории культуры. М., 1987. С. 69-79.

50. Шмурло Е.Ф. Рим и Москва. Начало сношений Московского государства с папским престолом. 1462-1528 // Записки Русского исторического общества в Праге. Вып. 3. Нарва. Прага Чешская. 1937. С. 91-136.

51. А1еf G. Diaspora Greeks in Moscow // Byzantine Studies. 1979. Vol. 6. P. 32-33.

52. Barbieri G. Milano e Mosca nella politica del Rinascimento. Bari, 1957.

53. Bushkovitch P. Sofia Рalaiologina in life and legend // Canadian-American Slavic Studies. 2018. № 52 (2-3). Р. 158-180.

54. Maniscalco Basile G. La sovranita’ ecumenica del Gran Principe di Mosca: Genesi di una dottrina (fine XV – inizio XVI secolo). Milano, 1983.

55. Ronchey S. L’enigma di Piero. Milano, 2010.

56. Ronchey S. Tommaso Paleologo al concilio di Firenze // La stella e la porpora: Il corteo di Bennozzo e l’enigma del Virgilio Riccardiano. P. 135-152.

57. Schuhmann G. Die “Kaiserin von Konstantinopel” in Nürnberg // Archive und Geschichtsforschung: Studien zur Frankischen und Bayerischen Geschichte. Fridolin Solleder zum 80. Geburtstag dargebracht. Neustadt, 1966. S. 148-174.

58. Vespignani G. Il matrimonio di Zoe Paleologhina con Ivan Vasil’evič, Gran Principe di Mosca (1472) in un affresco sistino dell’Ospedale di Santo Spirito in Sassia a Roma // Porphyra. International Academic Journal for Byzantine Studies. Vol. XX. 2013. P. 91-118.

59. Vespignani G. Translatio imperii e migrazione: Andrea Paleologo imperator Constantinopolitanus a Mosca in visita alla sorella Zoe Sof’ia (1480–1481 e 1490) // От Рима к Третьему Риму: Миграции. Формирование Российского государства. М., 2015. P. 47–60.

60. Vespignani G. Zoe Paleologhina, diretta a Mosca, sosta a Bologna (10 luglio 1472) // Studi bizantini in onore di Maria Dora Spadaro / A cura di T. Creazzo, C. Crimi, M. G. Gentilee G. Strano. Roma, 2016. P. 435-443.

61. Vespignani G. La memoria negata: Europa e Bisanzio. Spoleto, 2017.

62. Vespignani G. Migranti greci tra Roma, l’Italia e Mosca nella seconda metà del XV secolo // Index. Quaderni Camerti di Studi Romanistici. Vol. XLVI. 2018. P. 706-714.

Интернет-ссылки

Автор-составитель

Т. А. Матасова