Летописи содержат упоминания о рождении у Ивана III и Софьи Палеолог двух дочерей под именем Феодосия. Два случая совпадения имен в одной княжеской семье в одном и том же временном промежутке (источники также сообщают о рождении у Софьи и Ивана как минимум двух Елен с той же разницей в десять лет) вызвали немало научных споров по поводу достоверности сведений, реального существования всех упомянутых княжон и соотношения фактов с личностями каждой из них [2, с. 287, прим. 20; 3, с. 41–43; 4, с. 399–401 и др.]. С Феодосией (или Феодосиями) ситуация выглядит следующим образом. Московский летописец упоминает о трех дочерях Ивана и Софии и лишь одну Елену, в будущем жену великого князя Литовского Александра, называет по имени [VII, с. 222; 4, с. 399]. В Никоновской летописи встречаются сведения о рождении двух Елен и двух Феодосий. Первая пара, Елена и Феодосия, родились в 1474 г. и 1475 г. соответственно; вторая пара – в 1484 г. и 1485 г. [III]. Избыточность совпадающих фактов ставит под сомнение достоверность сведений в этом источнике или, по крайней мере, свидетельствует о путанице в датах и именах [4, c. 400]. Примерно та же картина наблюдается в Воскресенской и Симеоновской летописях. В других летописях фигурирует, как правило, только одна пара княжон, Елена и Феодосия, родившихся либо в 1470-е либо в 1480-е гг. (см, например, Типографскую, Новгородскую четвертую, Софийскую вторую и Львовскую летописи) [4, c. 400–401]. На сегодняшний день в историографии не существует однозначного ответа на вопрос, сколько дочерей в семьи Ивана III носили имя Феодосия. Однако большинство исследователей полагает, что Феодосия, ставшая в итоге женой князя Василия Даниловича Холмского, родилась именно в 1475 г. [3; 5; 6] Что же касается Феодосии второй, как ее условно называет В. А. Кучкин, то она либо умерла в младенчестве [3, c. 42], либо не существовала вовсе [4, c. 401].
В 1480 г. Софья вывезла детей, в том числе и Феодосию, из Москвы в Белоозеро, где в монастыре преподобного Кирилла Белозерского княжеская семья пережидала пока минует опасность от хана Ахмата. Спустя год Феодосия с сестрами Еленой и Евдокией вернется в Москву.
По всей видимости, Феодосия присутствовала при обсуждении условий брака старшей сестры Елены с великим князем Литовским Александром Казимировичем. Феодосия упоминается и в соответствующей деловой переписке, где идет обсуждение деталей предстоящей свадьбы и будущей жизни в Вильнюсе [I; X, с. 189, 194, 207, 239, 253, 254; 3, c. 41].
Согласно старшинству, следующей за Еленой должна была выйти замуж сама Феодосия. В мужья ей был выбран князь Василий Данилович Холмский, воевода Ивана III [1, c. 112–113, 287; 8]. В. Д. Назаров отмечает политический расчет, присутствовавший при принятии этого решения: Василий Данилович был сыном Даниила Холмского, видного политического деятеля, и при этом относительно новым человеком при дворе. По мнению ученого, приближение Холмских было одним из шагов, направленных на формирование нового круга боярской аристократии взамен опальных князей Патрикеевых [6, c. 75–89; 7, c. 73–81]. Свадьба состоялась 13 февраля 1500 г. [II, c. 1–5; VI, с. 232; VII, с. 222, VIII, с. 173; IX, с. 16–17]. Брак, однако, продлился недолго. Уже на следующий год княгиня Феодосия скончалась. Ее останки не сохранились, но вероятно, она была похоронена в некрополе Вознесенского собора в Московском Кремле [9, c. 132].
I. Герберштейн С. Записки о Московии. Т. 1. М., 2008.
II. Древняя Российская Вивлиофика. Ч. XIII., СПб., 1801.
III. ПСРЛ. Т. XII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. М., 2000.
IV. ПСРЛ. Т. XXIV. Типографская летопись. М., 2000.
V. ПСРЛ. Т. XXV. Московский летописный свод конца XV века. М., 2004.
VI. ПСРЛ. Т. XXVIII. Летописный свод 1497 г. Летописный свод 1518 г. М.-Л., 1963.
VII. ПСРЛ. Т. XXXIV. Постниковский, Пискаревский, Московский и Бельский летописцы, Опечатки и исправления. М., 1978.
VIII. ПСРЛ. Т. XXXIX. Софийская первая летопись по списку И.Н. Царского. М., 1994.
IX. Разрядная книга 1475–1598 гг. М., 1966.
X. Сборники Русского исторического общества. Т. 35. СПб., 1882.
1. Зимин А.А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV–первой трети XVI в. М., 1988.
2. Клосс Б.М., Назаров В.Д. Рассказы о ликвидации ордынского ига на Руси в летописании конца XV в. // Древнерусское искусство XIV–XV вв. М., 1984. С. 283–313.
3. Кучкин В.А. Московские Рюриковичи (генеалогия, демография) // Исторический вестник. 2013. № 04 (151). С. 6–73.
4. Литвина А.Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X–XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006.
5. Матасова Т.А. Софья Палеолог. М., 2016.
6. Назаров В.Д. Иван III, Софья Палеолог и князь Василий Холмский (к истории политической борьбы в России на рубеже XV–XVI вв.) // Русь, Россия: Средневековье и Новое время. Вып. 5: Пятые чтения памяти академика РАН Л.В. Милова. М.. 2017. С. 75–89.
7. Назаров В.Д. Софья Палеолог, князь Василий и князья Патрикеевы // Проблемы истории России. Вып. 10. Исторический источник и исторический контекст. Екатеринбург, 2013. С. 73–81.
8. Назаров В.Д. Холмский Василий Данилович // Большая Российская энциклопедия. Т. 34. М., 2017. С. 130.
9. Панова Т.Д. Кремлевские усыпальницы. История, судьба, тайна. М., 2003.